Ставропольские мельницы
Главным делом всей Ставропольской губернии было выращивание зерна, а главным делом Ставрополя — его помол. На российских и международных выставках мука и мучные изделия местных мирошников (так именовали мукомолов) из знаменитой твердой пшеницы завоевывали самые престижные дипломы и медали всех рангов и достоинств.
Особенно быстро начала развиваться эта отрасль с подведением к Ставрополю железной дороги.
Ветряная мельница. П. М. Гречишкин. 1962 г.
Проект ветряной мельницы на Варваринской площади. Начало ХХ века.
Первые мукомольные водяные мельницы располагались по-над Ташлой, Мутнянкой и Мамайкой. Речки эти до вырубки по их долинам лесов были достаточно полноводными, а в периоды дождей — труднопроходимыми. Эти мельницы продолжали служить своим хозяевам до середины XIX века и позднее. Они не имели привлекательного вида, но исправно выполняли свои задачи. Одна из таких тружениц на Ташле, принадлежавшая купцу Игнатию Волобуеву, в 1837 году была запечатлена на рисунке тушью М.Ю. Лермонтовым.
С момента возникновения Ставрополя в рационе его жителей мучные изделия занимали едва ли не главное место. Лапша молочная, лапша с коровьим, льняным, конопляным, маковым и другим маслом; вареники с сыром, картофелем, вишней; кулебяки с капустой, сорочинским пшеном, сазаньей или лещевой икрой, рисом с яйцами, гречкой, солеными и сушеными грибами, пшеном с изюмом, квашеной и свежей капустой, морковью, яблоками, курагой; галушки, куличи, кренделя, блинчики и блинчатые пироги, оладьи, беляши; пироги пасхальные и поминальные.
Производительность водяных мельниц была небольшой, о чем в 1870-х годах писал в городскую Управу глава Торгового дома «Венецианов и К°»: «Город Ставрополь,находящийся в центре богатой хлебом житницы, имеет полное право иметь хлеб по ценам сравнительно недорогим, но выходит напротив, не говоря уже о годах неурожайных. Это происходит по следующим причинам: от прекращения помола на местных водяных мельницах, которые зимой не работают, потому что мельничные колеса леденеют, а в сухое лето тоже не работают, так как речки, на которых они устроены, пересыхают».
Первые ветряные мельницы города появились с середины прошлого столетия, на что указывают планы Ставрополя того времени. Были это небольшие ветряки, малопроизводительные, но работавшие благодаря постоянным ветрам большую часть года. В 1872 году купец Иван Алафузов решает построить на вершине южного склона долины речки Мутнянки огромный ветряк, для чего обращается в ту же Управу:«Прошу предоставить мне пустопорожнее место в 625 кв. сажень для устройства ветряной мукомольной мельницы».
Один из крупных «ветряков» был устроен за Успенским кладбищем неким Богачевым. Высотой с современный трехэтажный дом, с огромными лопастями, мельница эта по праву именовалась современниками «царь-ветряком». Но это, видимо, был последний «динозавр», уступивший свое место механическим мельницам. Первую такую «механическую мельницу, приводимую в действие силою животных, посредством усовершенствованных и одобренных на всемирных выставках машин», построил в 1870-е годы Торговый дом «Венецианов и К°».
В 1896 году Георгий Алафузов в арендуемом им доме по Семинарской улице оборудует первую в городе паровую мельницу. Вслед за Г. Алафузовым, вскоре ставшим полным владельцем мельничного здания, купец Василий Леонидов в своей усадьбе на Воробьевке строит многоэтажное мельничное здание с элеватором, которое затем переходит во владение к братьям Израильским. Здесь же, на Воробьевке, в начале улицы Параллельной, строит еще одну мукомольную мельницу купец Калинин.
«Мельничный бум» пришелся на конец прошлого века, когда к Ставрополю была подведена железная дорога. Огромный пустырь завокзальной площади облюбовали скупщики зерна, устроившие здесь огромные зерновые ссыпки. В десятках обширных амбаров с подъемниками и весами накапливались тысячи пудов первоклассного ставропольского зерна. На самой площади после уборки урожая скапливалось огромное число крестьянских телег, арб, фур, мажар, доверху нагруженных мешками и чувалами с зерном.
Вблизи железнодорожного вокзала, сразу за Михайловским переездом, братьями Рудневыми Александром и Иваном, а также их компаньоном Иваном Степиным в 1897 году строится паровая вальцевая мельница с суточным помолом до 3000 пудов зерна. За Ясеновским железнодорожным переездом такую же мельницу строит Тихон Лукинов.
Проект мельницы начала ХХ века.
На северной привокзальной стороне площади еще в 1901 году Торговый дом «К. Анпетков и А. Унаков» построил еще одну мельницу, ничем не уступающую позже возведенной мельнице Гулиева, — в шесть этажей, с четырнадцатью сорокадюймовыми вальцами, тремя газогенераторными двигателями в 450 лошадиных сил, с собственным колодцем и газовой скважиной, с амбарами на 50 тысяч мешков муки, 150 пудов пшеницы и 100 тысяч пудов отрубей, с суточным помолом муки 11 сортов, в том числе высшего качества (крупчаткт4) в 7 500 пудов. В 1908 году мельницу эту взял в аренду Гулиев, доведя годовой помол до двух миллионов пудов.
В 1902 году с южной стороны Ярмарочной площади майкопским купцом Иваном Барановым была построена еще одна паровая вальцевая мельница, которая вскоре попадает в руки промышленника-миллионера, основателя «Кавказского Акционерного Общества» А.Б. Гулиева.
Погрузка муки на Гулиевской мельницы.
1910-е годы.
Ага Балы Гулиев полностью перестраивает Барановскую мельницу, размеры и мощности которой намного превысили анпетковскую. Газета «Юг» за 1908 год в № 100 сообщала: «В Ставрополе вновь построена по последнему слову техники вальцевая мельница А.Б. Гулиева».
В 1914 году Гулиев по проекту инженера Савицкого возводит железобетонный элеватор на 500 000 пудов зерна, куда были подведены железнодорожные пути. Общая стоимость новой мельницы оценивалась в 351 950 рублей серебром, по тем временам сумма значительная.
Гулиевская мельница вошла в историю города и своим паровым гудком, доставленным из Германии. При отсутствии у большинства жителей часов мощный гудок в 6 часов утра и вечера, а также в полвторого и два часа дня, выполнял функцию городских башенных часов.
Ставрополь славился хлебной продукцией многочисленных пекарен. Их хозяевами были турецкие и персидские подданные — Асман Али, Мамед Назар Оглы, Или Чиль Оглы, Каспар Патрайман и другие. Между тем город стремился иметь собственную хлебопекарню. Под нее был отведен участок земли с восточной стороны уже давно закрытого Варваринского кладбища.
Здание двухэтажной городской хлебопекарни (сегодня хлебокомбинат № 2) с механическими печами производительностью в 600 пудов хлеба, проектировал архитектор Масальский. К 1916 году хлебопекарня была выстроена, но оборудование для нее, закупленное в Швеции, не поступило. Газета «Северо-Кавказское слово» в 1916 году сообщала читателям: «Оборудование городской хлебопекарни запаздывает, т. к. пароход, следовавший из Швеции с машинами фирмы «Лурье», был потоплен германской подводной лодкой. Из Швеции теперь груз идет сухим путем через Финляндию». В том же 1916 году хлебопекарня была, наконец, запущена и дала первую продукцию — хлеб белый и ржаной, кондитерские изделия.
Мельница И. А. Баранова (начало ХХ века).
В 1913 году Ставропольская губерния производила 143,5 млн. пудов зерна. Это 111 пудов на душу населения губернии, что значительно опережало производство зерна в зерноводческих штатах США. Поток зерна и муки из Ставропольской губернии, начавшийся с постройкой Ростово-Владикавказской дороги, в том числе ответвления от нее от ст. Кавказской до Ставрополя, ещё более возрос с устройством Туапсинской ветки, соединившей новый порт России на Черном море — Туапсе, со Ставрополем и зерновыми районами губернии.
Бывшая Алафузовская мельница на Семинарской улице (ул. А. С. Пушкина). 1990-е годы.
Из всех досоветских мельниц города до сегодняшнего дня не только дожили, но и остаются после модернизации в строю, являясь ведущими в крае, бывшие мельницы Гулиева и Анпеткова.
Источник: «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликов, С.Н. Савенко. 2007 г.