По вопросу о злоупотреблениях по выделке и продаже церковных свечей и деревянного масла. 1887.

Источник: Ставропольские епархиальные ведомости 1887 года. (Текст адаптирован)

В № 145 "Современных Известий" за текущий год напечатано, поданное Обер-Прокурору Святейшего Синода, 30 марта сего года, «от простых русских людей, разных губерний, сел и деревень крестьян-мужичков, а равно и лиц других сословий, живущих в Москве, а также обывателей г. Богородска и Павловского посада московской губернии и гор. Покрова, владимирской губернии, купно с ктиторами московских соборных храмов и других церквей2, заявление о вопиющих злоупотреблениях в выделке и продаже церковных свечей и деревянного масла. В этом заявлении просители, указывая на все более и более усиливающуюся выделку церковных свечей с примесью церезина и других минеральных веществ и на производство деревянного масла из остатков нефти и других суррогатов и жалуясь на оскорбление своего религиозного чувства, возмущающегося такими нечистыми жертвами Богу, и на происходящий от этих злоупотреблений вред как для церковной утвари и здоровья людей, так и для отечественной промышленности — пчеловодства, — усиливаются обратить особливое внимание духовного правительства на эти злоупотребления, так как бы они совершенно ему неизвестны, или оно остается к ним равнодушно, и затем настойчиво ходатайствуют о принятии неотлагательных и решительных мер к искоренению изъясненных злоупотреблений.

По поводу сего считаем долгом объяснить, что настоящее ходатайство московских просителей — не ново для центрального управления духовного ведомства; жалобы на возмутительные злоупотребления, допускаемые свечеторговцами в выделке и продаже церковных свечей, поступали и поступают в Святейший Синод и к Обер-Прокурору оного еще с 70 годов и при том из всех местностей империи и от людей всех сословий, равно и епархиальных начальств, и центральное управление духовного ведомства всегда ревностно относилось к этим жалобам; но как принятие таких или иных мер против означенных злоупотреблений зависит не от одного духовного ведомства, но еще более от министерств финансов и внутренних дел, то центральное управление духовного ведомства и вело беспрерывную переписку с этими ведомствами о мерах против этих злоупотреблений. Так, еще в 1874 году, в виду удостоверения харьковского епархиального начальства о том, что почти на всех частных заводах церковные свечи выделываются с примесью парафина, Святейший Синод приняв во внимание что такая подделка свечей, противная освященному издревле обычаю употреблять в храмах Божиих исключительно чистые восковые свечи, производит неприятное впечатление в народе, служа поводом к нареканию на отечественную церковь и гражданское начальство, и при том явно вредит экономическим интересам церквей, не имеющих возможности продавать свечи по той цене, по какой частные промышленники пускают в продажу поддельные свечи, просил министра финансов о распоряжении, чтобы частные заводчики изготовляли церковные свечи только из чистого пчелиного воска, а торговцы продавали бы только такие свечи. По возбужденному же одною казенной палатой вопросу о том, следует ли считать церковными свечами свечи, приготовляемые из минерального воска, и привлекать лиц, виновных в раздробительной продаже таковых свечей к ответственности, установленной за раздробительную продажу церковных свечей, Святейший Синод, находя, что приготовленные из минерального воска свечи не могут быть допускаемы к церковному употреблению и считаться свечами церковными, но вместе с тем, не встречая препятствия допущению торговли таковыми свечами для домашнего употребления, просил министра финансов, для предотвращения возможности продажи свечей из минерального воска для церковного употребления, сделать распоряжение об установлении для минеральных свечей каких-либо наружных и наглядных признаков, в отличие от свечей церковных, применительно к тому, как это установлено относительно свечей употребляемых в церквах армяно-григорианского исповедания. Но министерство финансов само затруднилось разрешением этих вопросов, а признало необходимым иметь по ним заключение министерства внутренних дел, которое в свою очередь, для составления положительного убеждения в настоящем деле, признало необходимым предварительно собрать практические данные от надлежащих местных властей. Полученные им от губернаторов сведения вполне подтвердили усиливающееся из года в год производство церковных свечей из церезина, парафина, японского и китайского растительного воска, стеарина и других веществ; причем губернаторами были предложены и различные меры к пресечению этого зла. Такие же сведения были получены центральным управлением духовного ведомства и от Императорского вольного экономического общества, которое, главным образом, в видах поддержания отечественного пчеловодства, упадающего более и более в последствии уменьшения запроса на воск для выделки церковных свечей, с своей стороны возбудило ходатайство перед Святейшим Синодом о пресечении злоупотреблений по выделке и продаже церковных свечей, причем в свою очередь рекомендовало некоторые меры к сему. По соображении переданных в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде отзывов губернаторов с заключением министерства внутренних дел, а также предположений вольного экономического общества и заключений епархиальных преосвященных, в этом Управлении выработан проект новых правил по изготовлению и продаже церковных свечей, который от 17 февраля сего года, вновь препровожден к министру финансов. Таким образом, вопрос о прекращении злоупотреблений по выделке и продаже церковных свечей не остается в небрежении в центральном управлении духовного ведомства, а напротив, составляет одну из главнейших непрерывных забот, и имеется основание надеяться, что благоприятное для духовного ведомства разрешение этого вопроса не замедлит.

При этом считаем не излишним исправить одну неточность, вкравшуюся в вышеупомянутое ходатайство московских разного звания людей и церковных старост. В означенном ходатайстве, между прочим, выражается «прискорбие о том печальном явлении, что и некоторые из епархиальных заводов, вместо того, чтобы служить добрым примером в честной выработке настоящих восковых свечей, сами, проникшись духом любостяжания, производят нечистые свечи, примешивая к воску церезин и другие нечистые вещества, как это нам самим хорошо известно, и как это обнаружено ревизией от Святейшего Синода в 1885 г. произведенною, о чем свидетельствует сам Святейший Синод в указе своем от 10 июня 1886 г. за № 11 (см. «Московские Ведомости» № 28 за 1886 г.)»

По поводу такого заявления считаем долгом засвидетельствовать, что ревизией некоторых епархиальных свечных заводов, произведенную от Святейшего Синода в 1885 г., не обнаружено, чтобы эти заводы выделывали нечистые свечи, примешивая к воску церезин и другие суррогаты; напротив, этой ревизией положительно удостоверено, что свечные заводы могут служить примером честной выработки настоящих восковых свечей, и в приведенном указе Святейшего Синода не содержится ничего подобного сделанному московскими ходатаями заявлению. Если к такому заявлению подало повод заключающееся в указе постановление (пункт 1), чтобы «управлениями свечных заводов было обращаемо надлежащее внимание на доброкачественность и усовершенствование выделки свечей», то считаем нужным объяснить, что это постановление относиться собственно к выделке свечей, и притом мелкосортных, как это видно и из мотива, вызвавшего такое постановление и приведенного в начале указа («при ревизии усмотрено, что на выделку свечей мелкосортных не обращается должного внимания»), а не к качеству материала, из которого выделываются свечи на заводах. Подробнее же этот мотив выражен ревизией в следующей форме: «при выделке церковных свечей имеют наибольшее значение два условия: качество воска и приготовление светильни. Чем больше крепости в воске, тем он считается выше и дороже. В массе огарков, поступающих на свечные заводы, попадают и совершенно чистые и крайне загрязненные копотью и пылью. Из последних получается худший воск, который на солнце хорошо не отбеливается. Самый низший сорт воска получается из фитиля (пробойка) и разных восковых остатков». На одном из заводов, ревизия которого производилась, «сортировки воска и огарков не делается ни при хранении в кладовой, ни при употреблении на выделку свечей. Что касается светильни, которая обыкновенно сучится из бумажной пряжи, то при приготовлении ее должно особенно соблюдаемо, чтобы она была надлежаще пропорциональна к объему свечей и имела ровные нитки. Со светильней чрезмерно тонкой – свеча дает мало света, а с чрезмерно толстой – скоро сгорает и дает копоть. При неровности ниток в светильни – свеча оплывает. На эти условия епархиальным заводом не всегда обращалось должное внимание, и поэтому получались свечи, в особенности мелкосортные, вовсе негодные к употреблению, например, копченая свеча не горит, при зажжении оной немедленно истаивает и валится, потому что толщина фитиля делается несоразмерно с объемом.» Вот эту недоброкачественность, допускаемую епархиальными свечными заводами, собственно в выделке мелкосортных свечей, и имел в виду Святейший Синод, когда постановлял вышеизложенное требование, но отнюдь не выделку свечей из церезина и других суррогатов. Но нельзя отрицать и того, что в массе огарков, поступающих от церквей на епархиальные свечные заводы в обмен и за деньги, попадается значительная часть изготовленных на частных заводах из церезина и других веществ, которые попадают таким образом в некоторые части и в изготовляемые на епархиальных заводах свечи, хотя управления этими заводами и стараются изобрести способы к распознаванию и отделению чистого воска от примесей и некоторые, как, например, саратовское, достигают в этом отношении значительных результатов.

Наконец, не можем еще не заметить, что рекомендуемый московскими просителями способ пресечения злоупотреблений по выделке свечей, состоящий или же в наложении на него такой высокой пошлины, которая равнялась бы или даже превышала цену настоящего пчелиного воска, как, по-видимому, ни просто, в действительности совершенно бесцелен и бесполезен, потому что всех этих разнородных веществ, примешиваемых ныне к пчелиному воску при выделке свечей, довольно у нас в России и своих; по заявлению же вольного экономического общества, у нас, в каспийском районе ожидается значительное развитие церезинового производства из нейти; поэтому предлагаемая московскими просителями самая радикальная мера, воспрещение ввоза церезина из-за границы, и, по мнению вольного экономического общества, содействовала бы только усилению отечественного производства церезина, но не ограничению употребления при выделке церковных свечей.

Не меньшую заботу составляет для центрального управления духовного ведомства и деревянное масло, употребляемое при богослужении. В последнее время, кроме жалоб на недоброкачественность этого масла, продаваемого в лавках, поступило в Святейший Синод несколько предложений с обязательством доставлять для употребления в церквах наилучшее и более дешевое деревянное масло. Но для составления положительного убеждения в достоинстве этого масла, центральным управлением духовного ведомства признано необходимым предварительно исследовать разные существующие в продаже сорта деревянного масла и получаемое прямо из-за границы оливковое масло; с этой целью взяты образцы деревянного масла из разных магазинов Петербурга и Москвы и прямо из таможен и вместе с представленными от некоторых предпринимателей образцами переданы для надлежащего исследования в комиссию, назначенную для сего учебным комитетом при Технологическом институте. О результатах этого исследования будет распубликовано в свое время во всеобщее сведение. Но при этом не можем не выразить следующего соображения: чистое оливковое масло получается у нас из-за границы, а поэтому оно не может быть дешево; вследствие этого промышленники и прибегают к порче этого масла примесями разного рода для удешевления его. Между тем, чистое оливковое масло могло бы вырабатываться и в России. Недавно учрежденный новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, близ Сухуми, развел у себя оливковые деревья, для получения из плодов его масла, конечно, на первых порах только для собственного употребления. Если бы нашлись предприимчивые люди и обратили внимание на эту статью, то, может быть, со временем Россия и получила бы возможность иметь собственное оливковое масло по цене более дешевой, чем настоящая, а торговцам не было бы столь сильного интереса делать к этому маслу те разнородные примеси, какие делаются ими ныне к заграничному маслу.