Правила для приема учеников в Гимназии и Прогимназии ведомства Министерства Народного Просвещения. 1893.
Источник: Памятная книга Ставропольсккой губернии 1893 года. (Текст адаптирован)
Гимназии имеют целью доставлять воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.
В гимназии полагается восемь классов с годичным, в каждом из них, курсом. Кроме гимназии, могут быть учреждены прогимназии в четырех и шестиклассном составе. В первом случае курс учения в прогимназии должен соответствовать курсу учения в четырех низших классах гимназий, а во втором - курсу шести гимназических классов. При каждой гимназии и прогимназии, по особенному ходатайству и притом на местные средства, может быть открыт приготовительный класс. Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, Г. Министр Народного Просвещения нашел необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства.
Общий прием учеников во все классы бывает каждый год перед началом учебного курса и в течение учебного года. Сверх сего приемные испытания в I — IV классы производятся и в конце учебного года. Причем выдержавшие испытание в конце учебного года считаются кандидатами для поступления в гимназию или прогимназию, но зачислятся учениками лишь после окончания всех приемных испытаний в начале следующего учебного года, и если желающих поступить и выдержавших приемные испытания окажется более имеющихся вакансий, то в список конкурентов заносятся державшие испытание как в конце, так и в начале учебного года, и предпочтение отдается тем, кто оказал лучшие успехи на приемных испытаниях, не смотря на время производства оных. Не выдержавшие испытания для поступления в гимназию или прогимназию в конце учебного года, не имеют права подвергаться приемному испытанию в том же заведении в Августе месяце того же года, причем, однако, педагогическому совету предоставляется право, в особо исключительных случаях, делать отступления. Желающие определить детей в гимназию или прогимназию должны подать о том прошение на имя начальника заведения вместе с обязательством, по установленной форме, в сроки, определяемые гимназическим начальством.
К прошению прилагаются: а) свидетельство о возрасте, т. е. метрическое свидетельство или выпись из метрических книг, выданная от священника или из духовной консистории, а для лиц нехристианских вероисповеданий — законное засвидетельствование и б) свидетельство о звании: для дворян, детей чиновников и духовных лиц - послужные списки отцов или свидетельство о дворянстве, а для податных сословий засвидетельствованная копия с того вида, по которому живут родители, а в случае неимения родителей, — выданный им самим вид.
П р и м е ч а н и е. Еврейские дети принимаются в учебные заведения, находящиеся вне черты еврейской оседлости, не иначе как, при условии представления ими, вместе с прочими документами, свидетельства местного полицейского начальства о том, что им в данной местности жить разрешается (распоряжение Г. Министра Народного Просвещения 15 Июля 1884 г.). Число учеников из евреев ограничено в местностях, входящих в черту их постоянной оседлости – 10% , вне этой черты — 5%, в Петербурге и Москве — 3% общего числа учеников гимназии или прогимназии.
Для поступления в приготовительный класс требуется иметь не менее 8 и не более 10 лет, а для поступления в I-й класс — не менее 10 и не более 12 лет, во II-й класс – от 11 — 13 лет, в остальные же классы принимаются имеющие соответственный сим определениям возраст.
П р и м е ч а н и е 1. Дети, которым до вышеозначенного возраста не достает не более трех месяцев, могут быть допускаемы к приемному испытанию и, если выдержат таковое по всем предметам вполне удовлетворительно и будут признаны со стороны врача гимназии или прогимназии достаточно развитыми в физическом отношении для учения в том классе, в который желают поступить, могут быть зачисляемы учениками сего класса.
П р и м е ч а н и е 2. Те ученики приготовительного класса, кои поступили в таковой, имея от роду 8 лет, и менее чем в два года вполне подготовились к продолжению учения в I классе, но не имеют права быть приняты в этот класс собственно за не достижением 10 лет, могут быть принимаемы в I-й класс, хотя бы им и не исполнилось 10 лет, если только они, по своим успехам в науках и поведению, вполне будут заслуживать приема в тот класс, а по своим познаниям и умственному развитию легко могут следовать за курсом I класса.
П р и м е ч а н и е 3. По особо уважительным причинам, педагогическому совету предоставляется принимать как в приготовительный, так и во все остальные классы детей старшего возраста против вышеозначенного, с доведением о том до сведения попечителя учебного округа, и в том лишь случае, когда такое исключение из правила не повлечет за собою каких-либо неудобств в учебно-воспитательном отношении.
Желающим поступить в гимназию или прогимназию составляется список по порядку поступления прошений, с обозначением в этом списке возраста, звания, вероисповедания и класса, в который желает ученик поступить.
Для производства приемных испытаний назначается, в общей сложности, не более как по одной неделе перед началом и в конце учебного года; о днях же назначенных для испытаний публикуется во всеобщее сведение в местных ведомостях.
Поступающие в течение года подвергаются испытанию, в часы учебных занятий в заведении, когда преподаватели соответственных предметов свободны от уроков.
Приемные испытания производятся под наблюдением директора, инспектора или классного наставника, преподавателями соответственных предметов тех, по возможности, классов, в которые экзаменующиеся желают поступить.
Испытания бывают письменные и устные, причем письменные испытания предшествуют устным. И те и другие производятся с отчетливостью, необходимой для точного определения познаний и развития, достигнутых каждым учеником в отдельности.
По 14 п. правил об испытаниях, утвержденных 12 Марта 1891 г., от поступающих в приготовительный класс требуется: знать первоначальные молитвы, уметь читать и писать по-русски и считать до 1000, а также производить сложение и вычитание в пределах до этого числа. Для поступления в I-й класс требуется: а) знание молитв и важнейших событий из историй ветхого и нового завета, согласно указанию учебных планов, утвержденных Министром Народного Просвещения 20 Июля 1890 г.; б) уменье бегло читать по-русски и пересказывать прочитанные краткие и легкие рассказы, делать этимологический разбор, писать по-русски под диктовку, без искажения слов, средним шрифтом, произнести наизусть одно из разученных дома стихотворений и читать по церковно-славянски; и в) знание четырех основных арифметических действий над целыми числами; уменье решать как письменно, так, в особенности, и устно небольшие, относящиеся к сим действиям, задачи; уменье употреблять русские счеты и производить на них сложение и вычитание.
Познания, требуемые для поступления во все следующие классы, определяются на основании учебных планов предметов гимназического курса, утвержденных Министром Народного Просвещения 20 Июля 1890 г.
Письменные испытания для поступающих в I класс ограничиваются диктовкой по-русски и решением арифметических задач; для поступающих во все прочие классы соответственные письменные испытания производятся по языкам отечественному, латинскому, греческому и по математике.
В случае неудовлетворительности познаний экзаменующегося для того класса, в который он желает поступить, вместе с оценкой сих познаний, выставляется отметка за познания, обнаруженные им как на устном, так и на письменном испытании, для соответственного познаниям и возрасту ученика низшего класса. Получившие более чем в одном предмете неудовлетворительные отметки, если родители или родственники не пожелают отдать их в соответственный их познаниям низший класс, устраняются от дальнейшего испытания. По окончании всех приемных испытаний, как до каникул, так и после каникул педагогический совет обсуждает, кто из экзаменовавшихся может быть принят. В случае, если, по наличному числу учеников класса, не все выдержавшие испытания могут быть приняты в оный, то преимущество отдается оказавшим наибольшие познания и более развитым, при равных же условиях - подавшим ранее прошения.
Удостоенные приема подвергаются медицинскому освидетельствованию со стороны врача гимназии, в присутствии классного наставника, который принимает к сведению, как показания ученика, так и заключения и наставления медика относительно дальнейшего физического воспитания и развития поступающего. При сем, по возможности, присутствует и инспектор заведения.
Поступающие в течение учебного года в какой-либо класс гимназии или прогимназии подвергаются испытанию, на точном основании сих правил, из всего пройденного как в предыдущих классах, так и в том классе, в который желают поступить.
Ученики прогимназии, поступающие, по окончании в оной курса, в V класс гимназии, подвергаются полному испытанию из всех предметов прогимназического курса, если со дня окончания ими курса в прогимназии прошло более трех месяцев (включая и каникулярное время). Подобному-же испытанию подвергаются и те из учеников, которые переходят из одной гимнами или прогимназии в другую в том случае, если прошло более трех месяцев (включая и каникулярное время) со времени выхода их из гимназии или прогимназии, причем в обоих случаях в состав испытания входит и то, что пройдено в текущем учебном году в том классе, в который они желают поступить.
Лица домашнего воспитания могут, по желанию их родителей, родственников или опекунов, подвергаться, в течение трех недель до каникул, установленным испытаниям из всех предметов, пройденных в низших четырех классах этих учебных заведений, и затем, в случае удовлетворительных результатов этого испытания, могут подвергаться по прошествии двух лет, второму испытанию из курсов V и VI классов. При этом соблюдается следующее:
1) К каждому из сих испытаний допускаются лица домашнего воспитания при достижении ими нормального возраста, положенного для соответственных классов гимназии, т. е. к первому испытанию допускаются те, коим по меньшей мере исполнилось 13 лет, а ко второму те, коим по меньшей мере исполнилось 15 лет. Впрочем, недочет в два или три месяца до означенных возрастов не может служить препятствием в том случае, если наружный вид означенных юношей свидетельствует о хорошем состоянии их здоровья.
2) О результатах испытания выдается от учебного заведения свидетельство, с обозначением в нем, в случае удовлетворительности испытания, что свидетельство это предоставляет те же права, какие предоставлены как по гражданской службе, так и по отбыванию воинской повинности лицам, окончившим курс соответственных классов гимназий или прогимназий.
3) Лица, желающие, чтобы их дети подвергались какому-либо из вышеозначенных испытаний, должны подать о том прошение на имя директора гимназии или директора и инспектора прогимназии за месяц до наступления экзаменов, с приложением узаконенного свидетельства о возрасте подвергающегося испытанию и сведений об его домашнем учении и со взносом 10 руб. в пользу экзаменаторов, каковой взнос ни в каком случае не возвращается и распределяется между экзаменаторами на основании действующих ныне правил.
Лица домашнего воспитания могут держать экзамены одновременно с учениками из всех предметов курса первых 6-ти классов, причем вносят за свой экзамен в пользу экзаменаторов не 10, а 20 руб., т. е. ту сумму, которую им пришлось бы уплатить, если бы они экзаменовались прежде из курса четырех низших, а потом из курса V и VI классов.
В свидетельствах, выдаваемых таким лицам, должно быть обозначено особо, какие успехи оказали они при испытании по каждому предмету из курса низших четырех классов.
П р и м е ч а н и е. Лица домашнего воспитания, выдержавшие испытания из курса четырех или из курса шести классов, принимаются в следующие высшие классы, V и VII, без экзамена, если со времени выдержания ими испытаний не прошло более трех месяцев (включая и каникулярное время). В противном же случае, они подвергаются полному испытанию для поступления в соответственный класс.
Бывшие ученики гимназий и прогимназий и одинаковых с ними по курсу других учебных заведений допускаются к выше указанным испытаниям, не иначе, как по прошествии того же времени, какое им пришлось провести, дабы иметь право подвергнуться соответственному испытанию в тех учебных заведениях, из коих они выбыли. Ученики, перешедшие из одной гимназии или прогимназии в другую без испытания, могут быть переводимы, по решению педагогического совета, в ближайший низший класс в том случае, если в течение первого месяца со времени их приема окажется, что они по своим познаниям не в состоянии следовать за курсом того класса, в который поступили. О таковых случаях сообщается в годичных отчетах гимназии или прогимназии.
Форма прошения.
Господину Директору такой-то гимназии (или Инспектору такой-то прогимназии).
Чин или звание, имя, отчество и фамилия.
П р о ш е н и е.
Желая дать образование (сыну своему или родственнику, или воспитаннику) NN во вверенном Вам учебном заведении, имею честь просить распоряжения Вашего о том, чтоб он был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он, по своим сознаниям и возрасту, может поступить, при чем имею честь сообщить, что он приготовлялся к поступлению в (такой-то) класс и до сего времени обучался в (таком-то или в таких-то) учебных заведениях (или дома). Желаю, чтобы сын мой или родственник или воспитанник, в случае принятия его в заведение, обучался такому-то из новых иностранных языков, как обязательному, в течение всего гимназического курса. - Желающие, чтобы дети их обучались рисованию и в старших классах, начиная с IV, где предмет этот необязателен, присоединяют к сему: „а так же и рисованию за особую, установленную по сему предмету плату". При этом прилагаются свидетельства о возрасте, звании и привитии оспы.
Подпись.
Название города. Год, месяц, число и место жительства.
Форма обязательства:
К поданному мною от (такого-то числа) прошению о приеме моего (сына, родственника или воспитанника) NN в (такую-то) гимназию (или прогимназию) имею честь присовокупить нижеследующее обязательство:
1) Означенного (сына моего или родственника, или воспитанника) я обязуюсь одевать по установленной форме, снабжать всеми учебными пособиями и вносить установленную плату за право учения, 2) о том, чтобы все распоряжения начальства, касающиеся учеников гимназий вообще и (такой-то) в частности, были им в точности исполняемы, буду прилагать всевозможное старание, под опасением, что в противном случае, он будет уволен из заведения и 3) жительство он будет иметь (у меня или у того-то); о всякой же перемене квартиры гимназическое начальство будет немедленно извещаемо.
Подпись.
Название города. Год, месяц и число.
П р и м е ч а н и е. В каждой гимназии и прогимназии имеются печатные бланки вышеозначенных обязательств, и, по внесении в такие бланки всего необходимого и за подписанием их просителем, один бланк оставляется в гимназии, другой же, за №, соответствующим номеру списка поступающих учеников выдается просителю. За бланки эти взимается с просителя соответственная издержкам на их изготовление плата. Бланки эти подписываются собственноручно самими родителями, родственниками или опекунами и попечителями отдаваемых в учебное заведение детей, для чего они заранее могут быть приобретаемы теми из них, которые желают поручить посторонним лицам отдачу своих детей в заведение.