Монастырский водопровод и поиск новых животворных струй.

В 1847 году у Скомороховых хуторов на северной окраине Ставрополя, там, где начинался Члинский лес, по ходатайству первого Ставропольского епископа Иеремии и с согласия Священного Синода открылся Иоанно-Мариинский женский монастырь. Одной из причин его возникновения именно здесь было наличие прекрасной родниковой воды.

Планъ губернекого города Ставрополя. Распределение колодцев питьевой воды в городе с показанием химического состава её со стороны количества хлористых солей:

По решению городской Управы для обеспечения водой всего Монастырского и Заташлянского предместья решено было устроить здесь еще один новый водопровод. В мае 1912 года предприниматель Гордеев «взял на себя устройство своими людьми, материалами и инструментами водопроводной сети из 3- и 4-дюймовых труб в городе Ставрополе из Монастырских родников в Заташлянскую и Подгорненскую часть протяженностью в 6600 метров согласно проекту, утвержденному Ставропольским губернским строительным отделением, за 35871 рубль 46 копеек».

Стоимость Монастырского водопровода превысила 40000 рублей серебром, открытие состоялось 13 мая 1913 года. Вода поступала в сборный бассейн у школы имени Белинского, далее шла к начальному училищу им. Гоголя (сегодня детский центр на ул. Гоголя) на одноименной ему сейчас улице, где до сегодняшнего дня сохранилась водоразборная будка. Еще одна линия шла в Подгорненский район. Насосами подавалась в напорный бассейн у школы № 12, оттуда в систему нижней части города на Ярмарочную площадь и железнодорожный вокзал.

ПОИСК НОВЫХ ЖИВОТВОРНЫХ СТРУЙ.

Ставрополь рос, и ему все больше не хватало воды. По улицам постоянно курсировали бочки водовозов, привозивших живительную влагу из родников в конце Воробьевки, места, именуемого Мойкой. Здесь с давних времен женщины стирали белье в вырубленных из стволов деревьев длинных желобах, куда и поступала вода. В районе находилась и госпитальная прачечная под навесом с цементным бассейном. На ряде перспективных проектов районов города, основанных на генеральном плане 1833 года И. И. Гайворонского, обозначена протяженная трасса водопровода с бассейнами, ступенчато размещенная по осям улиц и идущая к запланированной центральной Соборной площади перед домом командующего. Авторство и судьба этого проекта не установлены, но необходимо подчеркнуть — за основу водопровода брались родники района Мойки, включая и холодный Родник. Имеются планы, на которых линия водопровода, проведенная Г. Тамамшевым, не обозначена, а указанная проектная линия довольно детально вычерчена.

В конце XIX столетия городской архитектор М.О. Бржежицкий объединил четыре самых крупных родника подземным бассейном, из которого поступало более восьми тысяч ведер «мягкой» воды в сутки. Затем рке военное ведомство устроило здесь гигантский железобетонный водосбор с галереей и смотровыми чугунными люками, такой же чугунный бассейн с отстойником установило паровой американский насос. С начала нового XX века город отсюда стал получать пять тысяч ведер воды ежедневно. Остальная вода шла на нужды прачечной и возведенной военной бани. Возникшая здесь улица Мойка дала начало сегодняшней улице Краснофлотской.

В долину речки Ташлы впадала вода многочисленных родников, в том числе именуемых Холодными. Местные власти решили провести от них новый водопровод, заключив соглашение с немецкой фирмой «Зигель и Ко». Спланированный фирмой водопровод должен был пройти по улицам и площадям города на протяжении 6862 сажени. По-над трассой из чугунных труб планировалось установить 16 водозаборов с кранами и 10 гидрантов (противопожарных кранов). Общая стоимость нового водопровода должна была составить 94055 рублей и 40 копеек серебром. Деньги город предполагал взять у местных банков с рассрочкой на 25 лет. Но начатые работы вскоре были приостановлены из-за возникших технических трудностей и были продолжены лишь в советские 1920-е годы.

В январе 1897 годы к Ставрополю от станции Кавказской подошли первые железнодорожные составы. Вода для паровозов сначала шла от Михайловского родника и Таманской лесной дачи, а затем из скважин Ташлянской долины вблизи сегодняшнего Чапаевского моста. Когда завершилось строительство железнодорожной ветки Армавиро-Туапсинской дороги, потребности возросли до 60 тысяч ведер воды в сутки.

У хутора Холодногорского, к юго-востоку от Ставрополя, находилось несколько мощных родников с пригодной для паровозных котлов «мягкой» водой. Их общий дебит составлял более 300 тысяч ведер в сутки. В 1916 году был устроен Холодногорский водопровод протяженностью в 16,5 верст и стоимостью более 100 тысяч рублей. Вода поступала в цементные емкости у железнодорожной станции «Ставрополь-2» (на нынешней Объездной улице). Отсюда она с помощью насосной станции подавалась на северный гребень Мутнянско-Желобовского яра, где находились еще две железобетонные емкости. Оттуда — на железнодорожную станцию «Ставрополь-1».

Часть воды шла и к юго-восточной части города, где было устроено пять водораз­борных колонок. Тут она потреблялась расположенными в данном районе бойнями, суконной фабрикой, мясо-консервным заводом и мельницам.

Бурение скважин (примерно 1910 г.).

В 1915 году горный инженер Николай Нырков предложил план переброса в Ставрополь воды из Кубани. Инженер И.И. Бернатович по заданию Думы рассмотрел проект Ныркова и во многом согласился с ним. Но данному проектному решению не суждено было осуществиться тогда из-за войны и последующих событий.

 

Источник: «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликов, С.Н. Савенко. 2007 г.