Завод Руднева и Шмидта.
Небольшие чугунолитейные и механические предприятия не могли удовлетворить нужды сельхозпроизводителей огромной Ставропольской губернии, да и самого Ставрополя, нуждавшегося в разнообразной чугунолитейной продукции.
Между тем в Россию, переживавшую стремительный промышленный рост, буквально хлынул поток западных специалистов. Среди них был и немецкий инженер Адольф Густавович Шмидт, приобретший в начале 1902 года участок земли на Нижней Подгорной улице (сегодня ул. Победы). Здесь он построил себе каменный дом в полтора этажа. Через дорогу заложил первый камень будущего литейно-механического завода. Но денег у молодого инженера было мало, поэтому в компаньоны взял себе ставропольского предпринимателя Александра Тимофеевича Руднева.
Род Рудневых начинался в Ставрополе с Василия Степановича, у которого было четверо сыновей — Иван, Федор, Георгий и Александр. Сам Тимофей Васильевич был ратманом в городском магистрате и одновременно купцом 2-й гильдии. Все сыновья основателя рода стали предпринимателями, заимели свои дела, оставив затем заметный след в истории города. Так, компаньон Адольфа Шмидта — Александр Тимофеевич возглавлял Техническую контору «А.Т. Рудневъ», располагавшуюся у железнодорожного вокзала. Контора приобретала в странах Европы и Америки последние марки автомашин, в том числе «Комникъ», «Форд», «Пикап» и другие. Завод Акционерного общества Дизельмоторов в Стокгольме поставлял в Ставрополь дизели типа «Поляръ». По железной дороге в Ставрополь из Германии поступало оборудование для мельниц и маслобоен...
Александр Тимофеевич Руднев, став компаньоном Адольфа Шмидта, предполагал производить на новом заводе ремонт сельскохозяйственной техники, которую он доставлял в Ставрополь.
В одном из обнаруженных архивных дел по строительству завода, рукой Шмидта написано: «Здание предполагается построить из крепкого бутового и штучного камня на известковом растворе. Внутри здания на железных колоннах в два ряда будут уложены двутавровые балки, на которых будет помещен передвижной подъемный кран для тяжестей в 300 пудов, а на поперечных восьми балках будет поддерживаться средняя часть крыши. Над помещением будет устроен железобетонный потолок, таким будет и пол здания, куда будет вести каменная лестница Внутри будут установлены различные станки, которые должны прибыть из Германии. В стенах здания будут установлены чугунные оконные рамы с форточками для притока свежего воздуха».
Газета «Северный Кавказ» за сентябрь 1902 года сообщала читателям: «Чугуномеднолитейный механический завод А. Руднева и А. Шмидта в Ставрополе губернском открыл свои действия. Принимаются заказы на чугунное и медное литье и механические работы».
Завод изготовлял оборудование для мельничных, маслобойных и черепичных заводов, котлы для локомобилей, одно- и двухлемешные плуги, запчасти к молотилкам и косилкам, буровые снаряды для артезианов... Изготовляли здесь чугунные уличные фонари в разных стилях, декоративные колонны, подпирающие лестничные марши и некогда широко распространенные в городе галереи. Здесь же отливали решетки с дутыми, сверхтвердыми стеклами, укладываемые на городские тротуары по-над подвальными торговыми и складскими помещениями. Продукцией завода были и небольшие изящные скамейки, украшавшие бульвар и рощи города, такие же чугунные водоколонки с львиными пастями, различные бытовые предметы — подсвечники, канделябры, каминные решетки и многое другое, имевшее постоянный спрос.
Завод Руднева и Шмидта выполнял и другие заказы, в том числе необычные. Так, газета «Наш край» за 1909 год сообщала: «Завод Шмидта получил заказ от технической конторы бр. Котляренко на изготовление по их чертежам золотодобывающей драги (землечерпальной машины с золотопромывающей бочкой, элеватором для отделения пустой породы и пр.). До этого золотодобывающие драги делали в Голландии и на Путиловском заводе Петербурга. Бес драги более 1000 пудов».
Для служащих завода и высококвалифицированных рабочих, мастеров и инженера завод построил здесь же большой двухэтажный каменный дом с водопроводом, обогревом радиаторами, душевой и туалетом, кухней для приготовления пищи. Общежитие, как и сам завод, освещалось электрическими лампочками из небольшой электростанции механика-самоучки Павла Петровича Чернова, которую он запустил в 1897 году и которая находилась рядом с заводом. Более того, часть электроэнергии Шмидт использовал для установленных на заводе электромоторов, взамен устаревших паровых машин. И это было только начало реконструкции всего завода.
В годы Первой мировой войны завод перешел на обслркивание нужд армии, выпуская изделия, в основном коллплектующие, для артиллерии. Так как большинство рабочих ушло в армию, то администрации завода пришлось набирать молодежь, устроив для них курсы подготовки. На производство шли и выпускники Ставропольского Михайловского технического училища — формовщики, слесари, литейщики, токари шлифовщики. К 1917 году завод Руднева и Шмидта рке именовался как «Трансмиссионный чугунолитейный, механический и котельный завод Адольфа Шмидта и К°».
Завод продолжал свою деятельность и в начале советских 1920-х годов уже как «Первый механический и чугунолитейный завод», а с 1921 года, в канун октябрьских праздников, стал «Красным металлистом». С 1924 года здесь стали изготавливать станки по металлу, а затем по дереву. Но производственные мощности завода были ограничены. Поэтому на северной стороне бывшей Ярмарочной площади начали возводить цеха для уже нового завода «Красный металлист», который торжественно был пущен в канун десятилетия Октябрьской революции — в 1927 году, С 1930 года завод серийно выпускал токарные станки по дереву, тогда же получив первый международный заказ из Турции. Затем уже на протяжении последующих десятилетий это был один из лучших заводов страны по изготовлению деревообрабатывающих станков, завоевавший призы и награды на российских и международных выставках. Но пресс нового технологического времени, когда мировая индустрия сумела шагнуть далеко вперед, не обошел и бывший «Красный металлист». Он остановился. Позже и в последние годы предпринимались попытки оживить бывшее ведущее промышленное предприятие города.
ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНТОРА «И.Т. РУДНЕВ».
Брат Александра Тимофеевича Руднева, Иван Тимофеевич, также возглавлял техническую контору и одновременно склад земледельческих машин и орудий. Все это размещалось в собственном доме Руднева, в конце Поспеловской улицы (ул. Горького). Дом в два этажа, каменный, с большим усадебным местом, где находились складские помещения, был построен Рудневым в конце XIX столетия, где до этого находился дом его отца, Тимофея Васильевича Руднева, купца 2-й гильдии. Как и брат, Иван Руднев, кстати, владевший несколькими европейскими языками, неоднократно выезжал в европейские столицы, где заключал договоры о поставке в Ставрополь сельхозтехники. Поэтому техническая контора И.Т. Руднева имела контакты с производителями машин во многих странах: фирмой «Ф. Майфарт и К°» с заводами во Франкфурте, Берлине, Вене, Париже и Милане, товариществами «М. Гельферих-Саде», «И.И. Ген», «Я. Кон», «Эльворти» и целым рядом других обществ.
Тогда Россия еще не обладала собственными заводами по изготовлению сельхозмашин. Однако минимальные таможенные тарифы способствовали тому, что выгоднее было ввозить технику из-за границы, чем строить собственные машиностроительные предприятия. Тем не менее «Международная компания жатвенных машин из Чикаго», представлявшая фирмы «Чемпион». «Диринг», «Мак-Кормик», «Мильвоки», «Осборн» и «Плано», сочла для себя выгодным построить собственный завод в Люберцах. Экономя на транспортировке, компания смогла продавать продукцию своего завода на 10—15 процентов дешевле, чем ее западно-европейские конкуренты.
В рекламном проспекте фирмы покупателям предлагалось купить: паровые молотилки и сортировки фирмы «Клейтона и К0»; комбинированные молотилки той же фирмы с нефтяными двигателями «Авансъ», «Петтера» и «Горнсби»; паровые комбинированные плуги (самоходы) с дисковыми и лемеховыми отвалами; рядовые и дисковые сеялки «Гузиера», «Диринга», «Эккерта», «Гельферихъ Саде», «Мюльюзе». Кроме этого предлагались: сеялки для удобрительных тупов «Фельвертъ и Дъдина», бороны «Зигзагь» 2- и З-комплектные; дисковые бороны «Дирянга» 8 и 12 дисков, плуги «Аксай» и «Руд. Сака», молотилки для кукурузы, веялки и фухтеля разных заводов, соломорезки и корнерезки разных заводов, весы сотенные, сороковые, десятичные «Гесса» и «Бемера», пожарные трубы, газогенераторные, нефтяные и керосиновые двигатели «Отто-Детцъ» и русские нефтяные дизеля «Русский Дизель».
С 1920 года в экспроприированном здании было устроено общежитие для железнодорожников. В связи со строительством вблизи завода «Красный металлист» часть здания была отдана под общежитие для рабочих этого завода. Но затем все здание перешло в управление Северо-Кавказской железной дороги, а с 1966 года было вновь возвращено заводу «Красный металлист». Сегодня здесь готовят молодых специалистов как для завода, так и для других сфер производства.
Статья основана на информации из Книги Г. А. Беликова и С. Н. Савенко «Старый Ставрополь» (том. 1).