Ставропольские святыни и Крестные ходы. 1893

Источник: Памятная книга Ставропольсккой губернии 1893 года. (Текст адаптирован)

Из святынь Ставропольской губернии пользуется известностью среди известного населения и особенно почитается православными св. икона благоверного князя Михаила Тверского со вложенной в нее частицей св. мощей его.

С именем св. князя Михаила соединены в истории следующие события.

Во второй половине XIII и в начале XIV века на северо-востоке России появились три княжества: Тверское, Суздальское и Московское, в которых утвердились потомки Всеволода III, долго спорившие за первенство. Основателем Московского княжества был сын Александра-Невского Даниил и его наследники, которые постепенно усиливая свое княжество, успели составить себе впоследствии довольно сильное влияние. Стремясь к расширению Московского княжества и усилению своей власти сын Даниила Юрий вступил в борьбу с Тверским князем за старый Владимирский стол. Борьба эта продолжалась 24 г. (1304-1328), ознаменовалась необычайными жестокостями и была окончена (в пользу Москвы) братом Юрия Иоанном Калитой.

По смерти Александра-Невского, великокняжеский Владимирский стол должен был перейти от сына его Андрея Александровича, по старшинству, к его племяннику его Михаилу Ярославовичу Тверскому; тем не менее, князь Юрий Даниилович Московский (внук Александра), не обращая внимания на права дяди, явился ему соперником. В начале борьбы с Юрием, Михаил одержал победу, но, упорно преследуя свою цель, Юрий не терял надежды на успех. Женившись на сестре хана Золотой Орды Узбека, Кончане, он вошел в близкие отношения с царствовавшим в Орде домом. Затем, воспользовавшись воцарением Узбека, Юрий, жаждавший смерти дяди, настоял на вызове князя Михаила Ярославовича в Орду, обвиняя его в отравлении Кончаны, умершей в плену у Тверского князя. Желая обеспечить своему княжеству спокойствие и избежать грозившего опустошительного нашествия Орды в тверские владения, князь Михаил решил принять на себя мученический венец и во искупление греха, порождаемого рознью между дядей и племянником (Юрием и Михаилом), 6 сентября 1319 г. от Р. X. прибыл в устье реки Дона, где она впадает в Суражское (Черное) море. Тут он был встречен ранее посланным в Орду сыном своим Константином и царским приставом, которому было поручено никому не давать князя в обиду. Спустя полтора месяца, Узбек предательски нарядил над Тверским князем суд. Обличителями Михаила явились князь Московский Юрий и ордынские князья, питавшие к нему недобрые чувства. Не ведая за собою вины, благочестивый князь Тверской отразил от себя злобные наветы; но, по прошествии одной недели, в день субботний, от Узбека вышло беззаконное повеление учинить новый суд; тут было объявлено князю неправедное обвинение, за которым последовал ряд жестоких истязаний и мучений. В чистоте души своей, вознося пламенные молитвы к Богу, князь, в течение 50 дней пребывания в Орде, переносил свои страдания с мужеством, достойным его великого имени. В роковой день кончины своей, рано утром, в среду, он велел отслужить заутреню и часы, и сам со слезами на глазах слушал службу, а потом просил исполнить последование ко св. причащению и с умилением прочел псалмы. После того, для очищения своей души, он с глубоким смирением покаялся пред отцами своими духовными и беседовал с сыном своим Константином, передавая волю свою относительно отчины и подданных своих. Затем, в предчувствии приближения смерти от рук злодеев ордынских, он развернул псалтирь и встретил псалом: «внуши, Боже, молитву мою и вонми моление мое в скорбях печали моей смутившихся от гласа вражия, яко во гневе враждоваху мне». В этот час злейший недруг князя Тверского — князь ордынский Кавгадай — выносил от царя Узбека смертный приговор блаженному страстотерпцу. Подосланные к нему тогда-же убийцы истязали тело его, нанося тяжкие обиды, и вырезали у него сердце; Кавгадай же и великий князь Юрий ожидали развязки задуманного ими грешного дела на Торговой площади, вблизи шатра погибшего праведника. Неслыханное злодеяние это свершилось в среду, 22 ноября, в какой день великий князь Михаил Ярославович Тверской причислен к лику святых, к сродникам своим — святым Борису и Глебу и тезоименитому своему великому князю Михаилу Черниговскому.

Софийское предание гласит, что после казни над истерзанным и брошенным на произвол случайностей телом князя Михаила, многие видели два светлых облачка, которые, сияя, подобно солнцу, в течение всей следующей за грустною кончиною его ночи, как-бы охраняли прах святого от диких зверей, которых было бесчисленное множество в степи ордынского стана. И, действительно, тела мученика не коснулся ни один хищник, и на утро говорили, что князь этот святой и убит невинно.

С места казни великий князь Юрий послал тело блаженного князя Михаила в Маджары со своими боярами, где оно было поставлено в хлеву, над которым многие из разных племен каждую ночь видели чудо: огненный столб, сияющий от земли до небес, а иные — как-бы дугу небесную, склоняющуюся над местом, где лежало тело святого. Подлинные этому чудеса, знаменовавшие святость и невинность праведника, проявлялись над нетленным прахом князя неоднократно, после убиения его.

Из Маджары тело св. князя Михаила доставлено было в Москву, а впоследствии перенесено в Тверь, где мощи его положены в церкви св. Спаса в 6-й день сентября (день чуда Михаила Архангела).

В 1879 г. бывший Епископ Ставропольской епархии Преосвященный Герман, в воспоминание о только что описанном нами событии и знаменательном явлении в Маджарах, а также в видах миссионерских, устроил там Воскресенский мужской монастырь. Его преемник, Преосвященный Владимир, возбуждаемый ревностью к святому делу, пожелал еще более освятить память мученической кончины и прославления на Северном Кавказе св. князя Михаила. Для этого он приобрел из Твери икону св. благоверного великого князя Михаила Тверского с частицею мощей его, почивающих в соборной церкви этого города. В декабре 1387 г. святыня была доставлена в г. Ставрополь, где, по изготовления приличного киота, поставлена в домовой епископской церкви, оставаясь здесь до дня церковного торжества 900-летия крещения Руси. Затем, 22 июля 1883 г., после литургии и молебна, св. икона, с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, была препровождена к месту назначения.

Весть о появившейся у нас святыне быстро разнеслась среди населения губернии, которое с глубокою верою и истинно-христианскою любовью отнеслось к этому драгоценному приобретению.

Со дня первого торжественного отправления иконы из г. Ставрополя по день прибытия ее в Воскресенский Мамай-Маджарский монастырь прошло более полутора месяцев, так как перенесение святыни продолжалось с 22 июля по 11 сентября 1883 г. Причиною столь долгого странствования св. иконы были продолжительные остановки ее, по требованию жителей, в попутных селениях, из которых народ сопровождал икону вплоть до монастыря, в числе около 15/т. чел.

С 1889 г. икона благоверного князя Михаила Тверского, по просьбе обывателей г. Ставрополя и с благословления Святейшего Правительствующего Синода, основавшего на ходатайстве бывшего Архипастыря Ставропольского и Екатеринодарского Преосвященного Владимира, ежегодно (летом) доставляется в Ставрополь. Вынос иконы из Мамай-Маджарского монастыря совершается, обыкновенно, на Фоминой неделе, после чего, по просьбе жителей губернии, святыня обносится по селениям, где ее торжественно встречает и провожает народ с духовенством и властями во главе.

Кроме перенесения иконы благонравного князя Михаила Тверского из Мамай-Маджарского монастыря и обыкновенных крестных ходов, ежегодно совершаемых православным духовенством, в гор. Ставрополе совершается крестный ход с иконою Тверской Божией Матери из Троицкого собора в Ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь; перенесение иконы в монастырь происходит в неделю всех Святых, после праздника Св. Троицы; из монастыря икона уносится, с крестным ходом, обратно в первое Воскресенье после Покрова Пресвятой Богородицы.