Богатырь-вода источника Карабин

Основнная информация статьи из книги «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликова, С.Н. Савенко.

Cсамым полноводным ставропольским родником был источник Карабин в районе Павловой дачи. Он давал 46 тысяч ведер чистой и вкусной воды в сутки, исключитель­но «мягкой» и почти не содержащей вредных солей. Урочище, где находился род­ник, в верховьях Мамайской долины, люди именовали «Здоровой водой». Первым хозяином этого места был полковник Таганрогского драгунского полка Карабин. Отсюда и такое наименование родника. В 1806 году Карабин продал свой участок с вековыми деревьями и родником некоему Бородину, а тот — питейному откуп­щику Ленивцеву. Затем появились другие хозяева, которые пытались владеть род­ником, как своей собственностью. Состоялся даже судебный процесс, отстоявший права горожан на родник.

Павлова Дача. Пруд и источник Карабин.


Сохранилось предание, записанное краеведом Г. Н. Прозрителевым, о том как стакан воды из родника Карабина спас город от упразднения его императором Ни­колаем I во время посещения его в 1837 году. Плохая погода, дорожная грязь, серость городских построек, может быть еще что-то... произвели на Николая I очень плохое впечатление, и он решил под­писать указ об упразднении Ставрополя как города. Вельяминов пытался защитить город, но Николай стоял на своем. По воле случая город был спасен стаканом воды из Карабиновского источника. Николай I потребовал свежей воды, ему подали стакан кристальной воды из Карабиновского источника. Вода понравилась ему, это дало Вельяминову новый сильный довод в пользу Ставрополя и город уцелел.

Никто сегодня не может сказать легенда это или быль. Но известно, что в том же 1837 г. источник Карабин был каптажирован, а рядом устроена «николаевская» беседка... Воду из родника Карабин по городу развозили в бочках. Путь к нему был далек и труден, особенно в дождливую погоду из-за крутых уклонов рельефа и мягкого грунта. Водовозам было тяжело, и жителям нехватао воды.

План района источника Карабин (май 1859 г.)


Городская Управа в 1875 году приступила к устройству чугунного во­допровода от родника Карабин. Рассматривалось два проекта.

Первый, состав­ленный землемером Филипьевым, вел через каменоломни на Александровскую площадь, к Думе на Николаевском проспекте, его длина составила 3,9 км. Проект был осложнен необходимостью прокладки траншей в трудном для разработки из­вестняке подтопленном высоко залегающими грунтовыми водами на Александровской площади.

Второй проект составил Михаил Тарутин, который работал учителем Михайловского ремесленного училища. Он предложил провести водопровод от Карабина к Мойке, к Форштадту, через долину р. Мутнянки к Варваринской площади, затем к Думской площади,  Троицкому собору и заканчивался на Ярмарочной площади. Протяженность водопровод­ной линии должна была составить 2350 сажень, а стоимость работ определялась в 86 тысяч рублей копеек серебром.

Второй проект утвердила городская Дума, готовилось строительство четы­рех бассейнов: возле Троицкого собора и Думы чугунных, а возле Армянской церкви и Варваринской площади каменных. По пути собирались соорудить шесть сторожевых постов и четыре пожар­ных крана.

Членами комиссии по устройству водопровода были самые выдающиеся горожане: Попандопуло (генерал-лейтенант), Пав­лов, Нестеров, Алафузов и Попов (купцы и предприниматели). За проведение самих работ отвеча­ли купец 1-й гильдии Константин Ильич Стасенков и художник-скульптор Григорий Дмитриевич Маслов. Технический надзор осуществлял  М. Тарутин.

Строительство началось в марте 1875 года, через пол года, 22 октября водопровод был сдан в экс­плуатацию. В это время Ставропольская городская управа в согласовании с комиссией по устройству водопровода закрыла источник Карабин, соединив его с резервуаром водопровода и, после освящения, пус­тили воду по трубам в бассейны. Бассейны тоже освятили на следующий день, в праздник иконы Казанской Божией Матери.

Главный бассейн находился у Думы, его освятил преосвященный епископ Кавказский Гер­ман. Для снятия пробы воды из нового водопровода Ставропольскому губернатору Д. Е. Остен-Сакену была поднесена от граждан серебряная вызолоченная чаша. по проекту архитектора С. Лазарева вместо открытых бассейнов на улицах и площадях города установили водопроводные будки, ставшие частью облика Ставрополя.

Между тем воды Карабин-источника стало не хватать для города. В 1907 году местные власти обратили внимание еще на один источник по той же Мамайской долине, дававший 18300 ведер воды в сутки. У этого источника в прошлом разбивали лагерь местные юнкера, отчего и сам источник получил наименование Юнкерского. От источника в том же 1907 году был проведен до Карабин-родника гончарный во­допровод с бассейнами длиной более чем в два километра (2183 м). Однако вместо планируемых 25 тысяч ведер в сутки водопровод давал всего 16 тысяч. Правда, более 4 тыс. ведер выбирали жители этого района из устроенных водопроводных колодцев.

С начала XX века вдоль трассы водопровода с Карабина, помимо открытых и кры­тых бассейнов, начали строить водяные будки, в большинстве своем возведенные из красного кирпича. За деньги, различные в зависимости от времени года, вода отпус калась как в ведра, так и в бочки горожан. Кстати, вода из будок за деньги продавалась и в советские годы.