Учебные и образовательные центры Старого Ставрополя

Статья основана на информации из Книги Г.А.Беликова и Савенко «Старый Ставрополь» (том. 2).

Элементарные основы грамоты солдаты крепостных гарнизонов Азово-Моздокской линии получали в частях и подразделениях. Некоторые из них затем становились учителями для детей отставных и женатых солдат. Отдельные навыки чтения и письма распространяли священники еще до создания церковно-приходских школ.

Начало создания образовательных заведений в Ставрополе совпало со временем реформ первых лет XIX века. С 1804 года в России стали создаваться приходские училища — одноклассные начальные школы для получения первичных знаний и подготовки к обучению в уездных училищах. С этого года действовало и Ставропольское приходское училище. Оно принадлежало низшему звену складывающейся четырехступенчатой системы отечественных учебных заведений — приходские, уездные училища, гимназии и университеты.

Этапными событиями первой половины XIX века были создание в 1811 году уездного училища и преобразование его сначала в высшее уездное ив 1837 году в первую на Северном Кавказе мужскую классическую гимназию. С 1828 года усиливается сословный принцип в разделении учебных заведений различных уровней. В конце 1849 года открылось первое женское училище в Ставрополе. Параллельно шло формирование и развитие частных образовательно-воспитательных заведений.

Эволюция города в качестве губернской столицы заставляла уделять внимание сфере образования со стороны должностных лиц и властно-управленческих структур. В ходе реформ 1860-1870-х годов ситуация в области образования меняется. «Положение о начальных народных училищах» (1864) декларировало: бессословность школы, право создания начальных школ для земств и городских органов местного управления, допуск женщин к преподаванию в школах и другие новшества. Церковно-приходские школы Синода сохранялись в системе общего начального обучения. Возникли разные типы гимназий. Статус гимназий получили женские училища. С 1866 года классическая гимназия стала основной формой средней школы, реальная гимназия преобразована в шестиклассное училище. Различные виды новых училищ, включая реальное и юнкерское, создаются в это время и в губернском центре.

Развитие образования в Ставрополе в конце XIX — начале XX века шло в условиях дальнейшего увеличения числа учащихся и учебных заведений начального и среднего звена, усиления стремления к знаниям со стороны представителей общественных низов, создания для этого воскресных школ, народных домов и т.п., попыток внедрения различных преобразований и законодательного закрепления всеобщего начального обучения в стране.