Духовная семинария (ул.Пушкина, 1).
Источник: «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликов, С.Н. Савенко 2007 г.
Устройство в Ставрополе первой на Северном Кавказе духовной семинарии неразрывно связано с именем первого епископа Кавказского и Черноморского Иеремии.
В Кавказской области, «столицей» которой был Ставрополь и где насчитывалось к началу 40-х годов XIX столетия около 130 действующих церквей и 180 приютов, ощущалась острая необходимость в собственном церковно-административном центре. Первого января 1843 года Кавказская и Черноморская епархия была создана, и ее епископом был назначен Иеремия. Вступив в управление епархией, Преосвященный Иеремия нашел свою паству не в лучшем духовном состоянии. Среди населения широко распространялись учения раскольников и сектантов, со стороны же необразованного духовенства особенного религиозно-нравственного противодействия этому оказываемо не было.
Считая открытие семинарии в Кавказской епархии делом самой настоятельной необходимости, Владыка Иеремия в декабре 1843 года, спустя 8 месяцев после своего прибытия в Ставрополь, посылает пространную докладную записку по этому поводу в Святейший Синод. В ней Преосвященный указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархии семинарий (Воронеж, Астрахань, Екатеринослав) и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе и из представителей коренных народностей края, как для проповеди православия среди местных народов, так и для противодействия сектантам и раскольникам.
Но прошел весь 1844 год, а никаких распоряжений Священным Синодом и обер-прокурором Протасовым по поводу этого доклада сделано не было. Владыка Иеремия вынужден был обратиться за содействием к гражданским властям. По его просьбе начальник Кавказской области генерал-лейтенант Гурко в январе 1845 г. посылает обер-прокурору Священного Синода ходатайство о скорейшем открытии семинарии. В нем он пишет: «...необходимо учредить в Ставрополе семинарию. На ней должно лежать образование юношества и приготовление достойных пастырей, без которых церковь обойтись не может. Преосвященный Кавказский и Черноморский вошел о сем в Святейший Правительственный Синод с представлением, но разрешения не получил».
Казалось, с ходатайством гражданской власти можно было уже рассчитывать на скорейшее решение вопроса в пользу открытая семинарии. Однако события стали развиваться совсем иначе. Преосвященного Иеремию ожидало сильное огорчение. В июле 1845 года от Кавказской епархии были отделены все церкви Линейного казачьего войска (более 100 приходов) и переданы в ведение обер-священника отдельного Кавказского корпуса. Семинария же, по замыслу епископа Иеремии, главным образом нужна была для того, чтобы подготовить духовенство именно в станицы Линейного казачьего войска, среди которого раскол и сектантство были особенно распространены. Отделением церквей сокращались также более чем наполовину и денежные средства, которые предполагалось употребить на устройство семинарии.
Преосвященному, казалось, негде было искать поддержки. Неожиданно помощь пришла со стороны наместника Кавказского князя М.С. Воронцова. В 1845 году, будучи в Ставрополе проездом, он выразил Преосвященному Иеремии сочувствие и желание помочь в деле открытия семинарии. Незадолго до этого об открытии на Северном Кавказе семинарии перед князем ходатайствовал экзарх Грузии Преосвященный Исидор.
Желая ускорить решение вопроса, Владыка Иеремия от лица «неизвестного покровителя» жертвует более 10000 рублей в пользу строительства будущей семинарии, о чем уведомляет обер-прокурора Священного Синода графа Протасова в письме от 26 февраля 1846 года. Составляя его, Преосвященный не подозревал, что вопрос об открытии семинарии уже был решен положительно в Петербурге.
В марте 1846 года в Ставрополе была получена из Святейшего Синода предварительная резолюция. А спустя 4 месяца — 20 июля 1846 года — постановление Святейшего Синода об открытии в Ставрополе семинарии было высочайше утверждено. В резолюции говорилось: «По всеподданнейшему вследствие сего докладу моему (т.е. обер-прокурора Святейшего Синода графа И А. Протасова) Государь Император повелел соизволить: 1. Учредить в Кавказской епархии семинарию на основании училищного устава, открыть ее в городе Ставрополе с началом наступающего года и на первый раз образовать одно низшее отделение ея, с назначением в состав оного учеников, удостоенных перевода в семинарию из уездных училищ Ставрополя и Моздока, а также и Астрахани, в которой доселе обучались ученики, принадлежавшие по рождению к Кавказской епархии; 2. Вновь учрежденной семинарии именоваться Кавказской и за- ведоваться окружной Казанской духовной академией...» Рекомендовано было открыть класс иконописи. План обучения составить подобно планам других семинарий и ввести преподавание местных языков: осетинского, татарского, калмыцкого.
Резолюцией Священного Синода от 23 августа 1846 года ректором семинарии был определен инспектор Казанской духовной академии, профессор богословия архимандрит Серафим. На должность инспектора был определен иеромонах Герасим, магистр богословия.
В сентябре 1846 года святитель Филарет, митрополит Московский, направил письмо епископу Иеремии, в котором выразил горячую поддержку его начинаниям. Официальное открытие Кавказской семинарии состоялось 13 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста. В приветственном слове Владыка Иеремия сказал, что в святителе Иоанне Златоусте будущие воспитанники семинарии «должны видеть идеал пастыря церкви. В нем предуказана цель, к достижению которой должны быть устремлены все их силы».
Первым зданием, в котором размещалась семинария, был дом городского головы, купца И.Г. Ганиловского. Он сохранился до наших дней, ныне — вечерняя школа-ли- цей (пр. К. Маркса, 46). Он считался одним из самых «поместительнейших» в городе и, что явилось немаловажным для Владыки Иеремии, находился рядом с кафедральным Троицким собором.
Размещаясь в купеческом доме, семинария своего храма не имела. И потому по благословению Преосвященного Иеремии храмом для обязательного посещения семинаристов был определен Троицкий собор. Владыка Иеремия настаивал на необходимости постоянного, деятельного их участия в богослужении: чтения, пения, прислуживания в алтаре.
Ректор семинарии архимандрит Серафим нанял под семинарию еще два двухэтажных каменных дома, принадлежавших священнику Дмитрию Гремяченскому и статскому советнику Петру Пышненко. В первом устроил дополнительные учебные классы, а во втором — спальни для семинаристов и квартиры преподавателей словесности — И. Гвоздева, латинского и татарского языков — Г. Соколова. Для учителей греческого, немецкого, французского языков, всеобщей истории, Святого Писания, риторики, православного исповедания и др. пришлось снимать частные квартиры.
В первый год существования Кавказской духовной семинарии в ней было пять наставников: ректор, инспектор и три преподавателя. В семинарии обучалось 55 учащихся. В основу организации учебного процесса Преосвященным Иеремией решено было положить опыт Тифлисской семинарии. На низшем отделении преподавались ледующие учебные дисциплины: Пасхалия, История церкви, Библейская история, Литургика, Катехизис, геометрия, алгебра, риторика, поэзия, греческий, латинский и немецкий языки, факультативно — местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). На низшем отделении (как впоследствии и на двух других — среднем и высшем) обучение составляло двухгодичный курс. Учебным планом предполагалось шесть учебных дней в неделю (по четыре урока в день). Воспитанникам вменялось в обязанность посещение воскресных и праздничных богослужений.
Резолюцией Священного Синода от 4 июля 1847 года в семинарии был открыт класс иконописи. В июне следующего года правление семинарии обратилось в Синод с просьбой об открытии среднего и высшего отделений, на что последовала положительная резолюция от 2 июля 1848 года. В 1850 году семинария произвела свой первый выпуск.
Хотя Кавказская семинария была открыта главным образом для удовлетворения местных церковных нужд, здесь получали образование выходцы из Закавказья и с Северного Кавказа: грузины, осетины, абхазцы, калмыки, адыги и другие. Так Кавказская духовная школа служила делу утверждения православия, христианской культуры и нравственности в этом сложном во многих отношениях регионе России.
Согласно ведомостям 1868 года в семинарии обучалось 173 воспитанника: на низшем отделении — 48, на среднем — 53, на высшем — 42. Помещений же катастрофически не хватало. В результате часть учащихся проживала на частных квартирах, что отрицательно сказывалось на воспитательном процессе, так как следить за поведением семинаристов, проживавших за пределами духовной школы, было практически невозможно. перемещением семинарии на Воробьевку в дом Крутицкого бытовые условия учащихся заметно улучшились. К семинарским постройкам вплотную примыкали сады, смежные с лесом Архиерейской дачи. Совсем рядом находились архиерейский дом и Крестовая Андреевская церковь. Святитель Игнатий Брянчанинов, занимавший в то время архиерейскую кафедру, особенно ратовал за то, чтобы семинария находилась недалеко от архиерейского дома и Крестовой архиерейской церкви, дабы воспитанники духовной школы, присутствуя на архиерейских службах, находясь под непосредственным присмотром и заботливым вниманием своего архипастыря, получали в итоге правильное направление духовной жизни.
В одном из приусадебных помещений дома Крутицкого размещалась семинарская библиотека. В самом здании, на верхнем этаже, в центральном большом зале, был устроен семинарский храм, престол которого был освящен во имя святителя Димитрия Ростовского.
Между тем еще по плану 1833 года, составленному архитектором Гайворонским, для Ставропольской духовной семинарии, уже тогда планируемой, было отведено место на западной стороне огромной Соборной площади (сегодня — площадь Ленина). Но потребовались долгие десятилетия, прежде чем Священный Синод утвердил проект собственного здания духовной семинарии, подготовленный архитектором Федором Кузьмичом Прозоровским в 1878 году. Ставропольскому ученому-краеве- ду В.Г. Гниловскому удалось обнарркить и сделать копии поэтажных планов и других чертежей из этого проекта. Данные важные документы хранятся сейчас в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
июля 1880 года после Божественной литургии в Андреевской церкви Преосвященным Германом была торжественно совершена закладка первого камня здания семинарии. Здание стоимостью в 350 тысяч рублей серебром возводилось строительным подрядчиком Тимофеем Ларионовым из местного камня-ракушечника на известковом растворе. По фасаду длина трехэтажного строения составляла 42 сажени, ширина — от 10 до 27 саженей. В сентябре 1883 года комплекс духовной семинарии вступил в строй.
На первом этаже здания находились ректорские покои, трапезная, актовый зал. На втором этаже — классы, покои инспектора и хозяйственный склад. На третьем
класс церковного пения, спальни, рассчитанные на 125 учащихся, и комнаты нескольких наставников. Центральную часть второго и верхнего этажей здания занимал семинарский храм на 300 человек.
Духовные наставники семинарии в большинстве своем были известны и своими научными работами. Дмитрий Петрович Афанасьев, например, был автором двух известных в России монографий — «Жизнь и труды святого пророка Иеремии», «Жизнь и труды святого пророка Исайи». НА. Цареградский являлся автором «Историкостатистического обзора духовных учебных заведений Северного Кавказа».
В 1897 году Ставропольская семинария отмечала 50-летие со дня основания. На торжества прибыли генерал-губернатор Н.Е. Никифораки, губернский предводитель дворянства генерал-майор П. Мачканин, директор народных училищ М. Краснов. Гости, преподаватели и воспитанники во второй день присутствовали на Божественной литургии в семинарской церкви во имя Св. Димитрия Чудотворца, где «архипастырь Агафадор совершил благодарственное Господу молебствие, на которое вышли 46 священнослужителей».
Актовый зал семинарии был украшен портретами Николая I, при котором совершилось открытие семинарии, Александра III и Николая II. Все стены задрапированы шелковыми лентами с роскошными бантами национальных цветов, флагами и искусственными цветами, сделанными воспитанницами епархиального женского училища. В своем приветственном выступлении Преосвященный Агафадор сказал о семинарии: «Да, она поистине была питомником духовного просвещения и рассадником веры и благочестия. Но не одни пастыри и служители церкви выходили отсюда. Ставропольская семинария немало дала наставников юношества, народных учителей и других деятелей на разных поприщах гражданских...»
Пережив революцию и Гражданскую войну, Ставропольская духовная семинария была закрыта местными властями в марте 1920 года. И лишь в 1946 году стараниями митрополита Антония (Романовского) возродилась вновь при Крестовоздвиженской церкви. Из стен семинарии вышли будущий епископ Краснодарский и Кубанский Гермоген, архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний), митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон, доктор богословия, профессор, протоиерей Иоанн Белевцев, крупный деятель грузинской церкви, протопресвитер Михаил Диденко и другие. Но рке в 1961 году над семинарией вновь начали сгущаться атеистические тучи, приведшие к закрытию неугодного учебного заведения.
И только в 1989 году, сразу после празднования 1000-летия крещения Руси, архиепископу Антонию удается открыть в Ставрополе духовное училище, позже преобразованное в духовную семинарию. Во вновь выстроенном здании была устроена домовая церковь, освященная в честь Святителя Игнатия Брянчанинова — епископа Кавказского и Черноморского.
Сегодня Ставропольская духовная семинария по-прежнему остается единственным православным духовным учебным заведением Юга России. Воспитанники семинарии в большинстве своем несут пастырское послушание в приходах Ставропольской, Краснодарской, Ростовской, Майкопской, Элистинской и других епархий. Некоторые выпускники обучаются затем в высших учебных заведениях России и зарубежья. При семинарии действуют катехизаторские курсы и воскресная школа.