Сведения о Ставропольском женском училище 1-го разряда.

Источник: И.В. Бентковский. Сведения о Ставропольском женском училище 1-го разряда // Сборник сведений о Северном Кавказе к 125-летию г. Ставрополя, материалы для истории города, под редакцией Г.Н. Прозрителева, Том VI , 1910 г .

Ставропольское женское училище 1-го разряда находится под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Александровны.

Оно состоит из шести классов и класса подготовительного. Будучи заведением открытым, оно предназначено собственно для учениц приходящих всех сословий и вероисповеданий. Причисляясь к женским учебным заведениям 1–го разряда, оно состоит в главном ведении попечителя учебного округа, которым утверждаются все вопросы учебно-воспитательные, предварительно разрешенные Педагогическим советом. Для слияния интересов ставропольских женских училищ, именно: 1-го разряда и Св. Александры Председательница Благотворительного общества Св. Александры, есть Почетная попечительница училища 1-го разряда. Непосредственное наблюдение за преподаванием учебных предметов и успехами учащихся возлагается на Инспектора.

Так как средства Заведения находятся в полной зависимости от питаемого к нему доверия Общества, то важно показать, насколько училище 1-го разряда пользовалось его доверием в период своего существования. В первый год своего открытия (1861 г.) в нем было учащихся 81, во 2-й — 64, в 3-й — 58, в 4-й — 80, в 5-й —68, в 6-й — 71, в начале 7 года — 129, в 1868—69 году поступило 39. Таким образом, всех учащихся в 1868—69 году было 168. В течение года выбыло: по определению Педагогического совета, 8 за неаккуратное посещение классов и не плату денег за право ученья; 3 за неявку в классы без уважительных причин; 4 по случаю выезда из Ставрополя родителей; 2 по болезни; 2 перешли в пансион при училище Св. Александры и 2 по желанию родителей; всего 21 ученица. Затем к окончанию годичных испытаний (17 июня) воспитанниц состояло 147.

Из них:

Дочерей духовного звания………………………………………….4

» » дворян и чиновников………………………………………69

» » почетных граждан и купцов………………………………63

» » мещан и прочих сословий…………………………………11

Всего 147

По вероисповеданиям:

православного………………………………………………………121

армяно-григорианского……………………………………………..16

лютеранского………………………………………………………….8

римско-католического…………………………………………………2

Всего 147

В основу обучения положено преподавание закона Божия. Заботясь, насколько возможно, о всестороннем развитии всех способностей, училище имело в виду доставить девицам религиозно-нравственное образование.

Для достижения этой конечной цели оно, пользуясь каждым удобным случаем, обращало особенное внимание, чтобы излагая истины веры и правила христианской нравственности, внушить детям религиозно-нравственные понятия и чувства и направить их волю к добру. Выполнению этого способствовало объяснительное чтение евангелия, отрывков из творения отцов церкви и изучение священной истории Нового Завета по тексту евангелия. Независимо от этого для развития и сознательного усвоения религиозных и нравственных истин, каждый день, перед началом учения, одна из воспитанниц, по очереди, в присутствии законоучителя читала утренние молитвы: каждый урок Закона Божия в высших классах начинался чтением и объяснением Евангелия. Евангелие излагалось, по возможности, полно и систематически: причем требовалось буквальное изложение некоторых изречений Спасителя. При преподавании пространного катехизиса как учебника внимание детей обращалось в виде беседы на краткое историческое развитие тех догматов православной веры, которые превратно понимаются другими христианскими исповеданиями.

Вообще, для выполнения главной цели заведения перед началом академического года Педагогическим советом под председательством г. директора составляется программа относительно объема, сущности преподаваемых в училище предметов и распределения их по классам. Предварительно рассмотренные и одобренные Педагогическим советом программы выполняются добросовестно.

Вместе с религиозным образованием воспитанниц и с осмысленным приобретением ими знаний шло нравственное их развитие.

Значительное число учащихся в приготовительном классе до 60, помещение их в одной комнате, потребовали разделения этого класса на два отделения: высшее и низшее. В одно из них по определению Педагогического Совета 17 июля минувшего года назначена особая учительница. При разделении воспитанниц на отделения принята была поступательная классная система, по которой обучавшая учениц низшего отделения в будущем академическом году переходит с хорошо успевшими в высшее: обучавшая же в этом последнем будет заниматься в младшем для обучения оставшихся в нем и вновь поступающих учениц, не умеющих почти или вовсе читать.

В низшем отделении в начале учебного года обращено было особенное внимание на обогащение детей запасом слов и оборотов русского языка. К достижению этого способствовали беседы по методам наглядного обучения, которые предшествовали обучению чтению и письму. Затем уже следовало хоровое и одиночное обучение чтению механическому и объяснительному совместно с письмом. Кроме того, наглядное обучение чисел, упражнение со спичками (черчение) и хоровое пение. Беседы наглядного обучения в приготовительном классе имели вообще влияние на самостоятельное развитие детского мышления.

От воспитанниц высшего отделения приготовительного класса из пройденного с ним в учебном году для перевода в первый на экзамене класс требовали:

По Закону Божию, молитвы перед учением и после учения, Св. Духу, Св. Троице, Богородице, Ангелу Хранителю, Молитва Господня, Символ веры, 10 заповедей Господних, Молитва за Государя, покаянная и перед причащением. По русскому языку кроме механического чтения требовали как объяснения содержания, так и последовательную передачу прочитанного из книги «Родное слово» Ушинского.

По арифметике, придерживаясь метода Грубе, — разрешение задач, преимущественно уместно, от самой простой наглядности до возможной для детей отвлеченности..

В остальных классах было пройдено:

По закону Божию: важнейшие события из истории Ветхого и Нового Заветов, Евангельская история излагалась преимущественно по тексту евангелия, православный катехизис, изъяснение Богослужения, в особенности литургии, и важнейших молитв и песней церкви, а также важнейшие события из истории церкви.

По русскому языку и словесности: предварительный и высший курс грамматики с практическими упражнениями в языке. Общее понятие о стихосложении и ознакомление с некоторыми произведениями лучших отечественных писателей нового времени.

По арифметике: — четыре действия над целыми и дробными, простыми и именованными числами, десятичные и периодические дроби и решение задач тройного правила посредством приведения к 1.

По геометрии — общее понятие об измерениях.

По географии — физическая и политическая географии важнейших государств всех частей света и география отечественная.

По естественной истории: — ознакомление с главнейшими видами животных и растений.

По истории — история всеобщая и русская.

По физике — общее понятие о свойстве тел: теплоте, магнетизме, электричестве, гальванизме, свете и звуке.

Кроме обязательных предметов некоторых детей обучали: армянскому языку и Закону Божию армяно-григорианского исповедания, немецкому языку и Закону Божию лютеранского исповедания, а также французскому языку, музыке и танцам. Кроме того, во второй половине учебного года были введены: хоральное пение и черчение с соблюдением правил перспективы в высших классах. В пении и черчении, несмотря на незначительный период его преподавания в женской гимназии, дети оказали весьма удовлетворительные успехи.

Гимнастика, требуемая уставом, не была еще введена по недостатку необходимых для этого аппаратов и помещения 2 .

Рукодельные занятия, необходимые вообще для домашнего быта, выполняются в достаточной степени. Но и эта часть, весьма важная в деле женского обучения, в будущем академическом году должна получить более широкое и лучшее развитие.

Во время посещения великим князем наместником Кавказским женской гимназии, 30 минувшего апреля, городской голова С.Ф. Деревщиков, с депутацией граждан поверг при входе в училище перед его императорским высочеством почтительнейший адрес о дозволении содержать на счет особой складчины граждан 20 девиц в продолжении 12 лет, с именованием их воспитанницами Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Федоровны с тем, что город по окончании ими курса выдает им приданое до 150 р. каждой. И кроме сего, город обязуется открыть при женской гимназии на свой счет особый ремесленный класс, в котором обучали бы девиц полезным мастерствам 3 .

Состояние хозяйственной части Женской гимназии усматривается из нижеследующих данных.

Для более полного изложения сведений о годичном обороте училищных сумм и их употреблении принят 1868 гражданский год. В остатке к 1 января 1868 г. от минувшего года состояло наличными деньгами 1306 р. 83 ½ к.

 46 билетов 5% второго внутреннего с

выигрышем займа на .......................................................... 4600 р.

40 серий с процентами на ..................................................... 2000 р.

В течение года поступило:

Из городской думы в пособие на

содержание училища ............................................................... 1339 р. 38 к.

•  Из прибылей приказа общественного призрения

на тот же предмет .................................................................... 440 р.

•  Собрано за право учения обязательным предметам .............. 1867 р. 50 к.

•  За право учения необязательным предметам ......................... 465 р.

Пожертвований единовременных:

•  При предложении г. Начальника губернии

Г.К. Властова, от 14 февраля за № 616

вырученные от данного любителями спектакля ..................... 301 р. 60 к.

•  От г. управляющего питейно-акцизными

сборами В.Г. Терещенко и г. чиновников

вверенного ему управления ..................................................... 448 р. 52 к.

•  Купца И.П. Соколова, собранные им по подписке

на детскую библиотеку ............................................................ 15 р.

•  Купца Л.И. Сумского .............................................................. 10 р. 32 к.

Всего в 1868 году поступило наличными ............................... 6194р. 15 1 / 2 к.

В 1868 году израсходовано:

•  На жалование: Инспектору, начальнице,

двум надзирателям, учительнице

приготовительного класса и в награду ................................... 1521 р. 50 к.

•  На жалование учителям обязательных предметов .................. 3052 р.

•  На жалование учителям необязательных предметов .............. 345 р. 98 к.

•  Из суммы на учебные пособия на выписку

журнала «Семейные вечера», книг, а также

картин и других предметов наглядного обучения ................. 69 р. 93 к.

•  На награды воспитанницам ..................................................... 19 р. 95 к.

•  Из суммы на содержание дома: на жалование

училищным служителям, на отопление здания

за воду, часовому мастеру, печнику всего ............................. 550 р.

•  Из суммы на непредвиденные расходы:

на покупку мыла, чернил, на покупку новой

и исправление прежней училищной мебели ........................... 118 р. 49 1 / 2 к.

Всего в 1868г. израсходовано ................................................. 5677 р. 85 1 / 2 к.

Затем к 1-му Января 1869 г. состояло:

Наличными деньгами .............................................................. 516 р. 30 к.

И государственных процентных бумаг на .............................. 6600 р. — к.

Примечания

1 Сборник статистических сведений о Ставр. губ., — 1870 г., вып. III .

2 В настоящем году гимнастика введена уже (1868—69 г.)

3 Предположения эти будучи удостоены милостивым вниманием их высочеств получили уже разрешение: приступлено к устройству ремесленного класса, открытие которого последовало уже в начале 1870 г.

Ставропольское женское училище 1-го разряда находится под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Александровны. Оно состоит из шести классов и класса подготовительного. Будучи заведением открытым, оно предназначено собственно для учениц приходящих всех сословий и вероисповеданий. Причисляясь к женским учебным заведениям 1–го разряда, оно состоит в главном ведении попечителя учебного округа, которым утверждаются все вопросы учебно-воспитательные, предварительно разрешенные Педагогическим советом. Для слияния интересов ставропольских женских училищ, именно: 1-го разряда и Св. Александры Председательница Благотворительного общества Св. Александры, есть Почетная попечительница училища 1-го разряда. Непосредственное наблюдение за преподаванием учебных предметов и успехами учащихся возлагается на Инспектора.

 Так как средства Заведения находятся в полной зависимости от питаемого к нему доверия Общества, то важно показать, насколько училище 1-го разряда пользовалось его доверием в период своего существования. В первый год своего открытия (1861 г.) в нем было учащихся 81, во 2-й — 64, в 3-й — 58, в 4-й — 80, в 5-й —68, в 6-й — 71, в начале 7 года — 129, в 1868—69 году поступило 39. Таким образом, всех учащихся в 1868—69 году было 168. В течение года выбыло: по определению Педагогического совета, 8 за неаккуратное посещение классов и не плату денег за право ученья; 3 за неявку в классы без уважительных причин; 4 по случаю выезда из Ставрополя родителей; 2 по болезни; 2 перешли в пансион при училище Св. Александры и 2 по желанию родителей; всего 21 ученица. Затем к окончанию годичных испытаний (17 июня) воспитанниц состояло 147.

 Из них:

 Дочерей духовного звания………………………………………….4

 » » дворян и чиновников………………………………………69

 » » почетных граждан и купцов………………………………63

 » » мещан и прочих сословий…………………………………11

 Всего 147

 По вероисповеданиям:

 православного………………………………………………………121

 армяно-григорианского……………………………………………..16

лютеранского………………………………………………………….8

римско-католического…………………………………………………2

Всего 147

В основу обучения положено преподавание закона Божия. Заботясь, насколько возможно, о всестороннем развитии всех способностей, училище имело в виду доставить девицам религиозно-нравственное образование.

 Для достижения этой конечной цели оно, пользуясь каждым удобным случаем, обращало особенное внимание, чтобы излагая истины веры и правила христианской нравственности, внушить детям религиозно-нравственные понятия и чувства и направить их волю к добру. Выполнению этого способствовало объяснительное чтение евангелия, отрывков из творения отцов церкви и изучение священной истории Нового Завета по тексту евангелия. Независимо от этого для развития и сознательного усвоения религиозных и нравственных истин, каждый день, перед началом учения, одна из воспитанниц, по очереди, в присутствии законоучителя читала утренние молитвы: каждый урок Закона Божия в высших классах начинался чтением и объяснением Евангелия. Евангелие излагалось, по возможности, полно и систематически: причем требовалось буквальное изложение некоторых изречений Спасителя. При преподавании пространного катехизиса как учебника внимание детей обращалось в виде беседы на краткое историческое развитие тех догматов православной веры, которые превратно понимаются другими христианскими исповеданиями.

Вообще, для выполнения главной цели заведения перед началом академического года Педагогическим советом под председательством г. директора составляется программа относительно объема, сущности преподаваемых в училище предметов и распределения их по классам. Предварительно рассмотренные и одобренные Педагогическим советом программы выполняются добросовестно.

 Вместе с религиозным образованием воспитанниц и с осмысленным приобретением ими знаний шло нравственное их развитие.

 Значительное число учащихся в приготовительном классе до 60, помещение их в одной комнате, потребовали разделения этого класса на два отделения: высшее и низшее. В одно из них по определению Педагогического Совета 17 июля минувшего года назначена особая учительница. При разделении воспитанниц на отделения принята была поступательная классная система, по которой обучавшая учениц низшего отделения в будущем академическом году переходит с хорошо успевшими в высшее: обучавшая же в этом последнем будет заниматься в младшем для обучения оставшихся в нем и вновь поступающих учениц, не умеющих почти или вовсе читать.

В низшем отделении в начале учебного года обращено было особенное внимание на обогащение детей запасом слов и оборотов русского языка. К достижению этого способствовали беседы по методам наглядного обучения, которые предшествовали обучению чтению и письму. Затем уже следовало хоровое и одиночное обучение чтению механическому и объяснительному совместно с письмом. Кроме того, наглядное обучение чисел, упражнение со спичками (черчение) и хоровое пение. Беседы наглядного обучения в приготовительном классе имели вообще влияние на самостоятельное развитие детского мышления.

 От воспитанниц высшего отделения приготовительного класса из пройденного с ним в учебном году для перевода в первый на экзамене класс требовали:

 По Закону Божию, молитвы перед учением и после учения, Св. Духу, Св. Троице, Богородице, Ангелу Хранителю, Молитва Господня, Символ веры, 10 заповедей Господних, Молитва за Государя, покаянная и перед причащением. По русскому языку кроме механического чтения требовали как объяснения содержания, так и последовательную передачу прочитанного из книги «Родное слово» Ушинского.

 По арифметике, придерживаясь метода Грубе, — разрешение задач, преимущественно уместно, от самой простой наглядности до возможной для детей отвлеченности..

 В остальных классах было пройдено: 

По закону Божию: важнейшие события из истории Ветхого и Нового Заветов, Евангельская история излагалась преимущественно по тексту евангелия, православный катехизис, изъяснение Богослужения, в особенности литургии, и важнейших молитв и песней церкви, а также важнейшие события из истории церкви.

По русскому языку и словесности: предварительный и высший курс грамматики с практическими упражнениями в языке. Общее понятие о стихосложении и ознакомление с некоторыми произведениями лучших отечественных писателей нового времени.

По арифметике: — четыре действия над целыми и дробными, простыми и именованными числами, десятичные и периодические дроби и решение задач тройного правила посредством приведения к 1. По геометрии — общее понятие об измерениях.

По географии — физическая и политическая географии важнейших государств всех частей света и география отечественная.

 По естественной истории: — ознакомление с главнейшими видами животных и растений.

По истории — история всеобщая и русская.

По физике — общее понятие о свойстве тел: теплоте, магнетизме, электричестве, гальванизме, свете и звуке.

Кроме обязательных предметов некоторых детей обучали: армянскому языку и Закону Божию армяно-григорианского исповедания, немецкому языку и Закону Божию лютеранского исповедания, а также французскому языку, музыке и танцам. Кроме того, во второй половине учебного года были введены: хоральное пение и черчение с соблюдением правил перспективы в высших классах. В пении и черчении, несмотря на незначительный период его преподавания в женской гимназии, дети оказали весьма удовлетворительные успехи.

Гимнастика, требуемая уставом, не была еще введена по недостатку необходимых для этого аппаратов и помещения

2 .Рукодельные занятия, необходимые вообще для домашнего быта, выполняются в достаточной степени. Но и эта часть, весьма важная в деле женского обучения, в будущем академическом году должна получить более широкое и лучшее развитие.

Во время посещения великим князем наместником Кавказским женской гимназии, 30 минувшего апреля, городской голова С.Ф. Деревщиков, с депутацией граждан поверг при входе в училище перед его императорским высочеством почтительнейший адрес о дозволении содержать на счет особой складчины граждан 20 девиц в продолжении 12 лет, с именованием их воспитанницами Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Федоровны с тем, что город по окончании ими курса выдает им приданое до 150 р. каждой. И кроме сего, город обязуется открыть при женской гимназии на свой счет особый ремесленный класс, в котором обучали бы девиц полезным мастерствам

3 .Состояние хозяйственной части Женской гимназии усматривается из нижеследующих данных.

Для более полного изложения сведений о годичном обороте училищных сумм и их употреблении принят 1868 гражданский год. В остатке к 1 января 1868 г. от минувшего года состояло наличными деньгами 1306 р. 83 ½ к.

46 билетов 5% второго внутреннего с

выигрышем займа на .......................................................... 4600 р.

40 серий с процентами на ..................................................... 2000 р.

В течение года поступило:

•  Из городской думы в пособие на

содержание училища ............................................................... 1339 р. 38 к.

•  Из прибылей приказа общественного призрения

на тот же предмет .................................................................... 440 р.

•  Собрано за право учения обязательным предметам .............. 1867 р. 50 к.

•  За право учения необязательным предметам ......................... 465 р.

Пожертвований единовременных:

•  При предложении г. Начальника губернии

Г.К. Властова, от 14 февраля за № 616

вырученные от данного любителями спектакля ..................... 301 р. 60 к.

•  От г. управляющего питейно-акцизными

сборами В.Г. Терещенко и г. чиновников

вверенного ему управления ..................................................... 448 р. 52 к.

•  Купца И.П. Соколова, собранные им по подписке

на детскую библиотеку ............................................................ 15 р.

•  Купца Л.И. Сумского .............................................................. 10 р. 32 к.

Всего в 1868 году поступило наличными ............................... 6194р. 15 1 / 2 к.

В 1868 году израсходовано:

•  На жалование: Инспектору, начальнице,

двум надзирателям, учительнице

приготовительного класса и в награду ................................... 1521 р. 50 к.

•  На жалование учителям обязательных предметов .................. 3052 р.

•  На жалование учителям необязательных предметов .............. 345 р. 98 к.

•  Из суммы на учебные пособия на выписку

журнала «Семейные вечера», книг, а также

картин и других предметов наглядного обучения ................. 69 р. 93 к.

•  На награды воспитанницам ..................................................... 19 р. 95 к.

•  Из суммы на содержание дома: на жалование

училищным служителям, на отопление здания

за воду, часовому мастеру, печнику всего ............................. 550 р.

•  Из суммы на непредвиденные расходы:

на покупку мыла, чернил, на покупку новой

и исправление прежней училищной мебели ........................... 118 р. 49 1 / 2 к.

Всего в 1868г. израсходовано ................................................. 5677 р. 85 1 / 2 к.

Затем к 1-му Января 1869 г. состояло:

Наличными деньгами .............................................................. 516 р. 30 к.

И государственных процентных бумаг на .............................. 6600 р. — к. 

Примечания

1 Сборник статистических сведений о Ставр. губ., — 1870 г., вып. III .

2 В настоящем году гимнастика введена уже (1868—69 г.)

3 Предположения эти будучи удостоены милостивым вниманием их высочеств получили уже разрешение: приступлено к устройству ремесленного класса, открытие которого последовало уже в начале 1870 г.