Храм Успения Божией Матери - Успенская церковь после революции
- Храм Успения Божией Матери
- Предисловие
- Успенский храм всему начало
- Первые проекты храма
- Отмена строительства храма
- Возобновление вопроса о строительстве храма
- Строительство храма
- Архитектура храма
- Становление прихода
- Успенская церковь после революции
- Успенский храм сегодня
- Внутреннее убранство храма
- Храмовые и праздничные иконы
- Послесловие
- Успенское кладбище
- Все страницы
После революции началась активная борьба с религией, воспитывалось атеистическое мировоззрение. 23 января 1918 года был принят Декрет Совета Народных комиссаров «Об отделении церкви от государства». Декрет гарантировал свободу вероисповедания, но лишил церковь прав юридического лица и прав владения собственностью. Декреты советского правительства «О гражданском состоянии» (18 декабря 1917 года); о расторжении брака (19 декабря 1917 года) ограничили приоритет церкви в гражданской и личной жизни русского народа.
Церкви повсеместно закрывались. В документах о закрытии церквей в Ставрополе числятся Спасо-Преображенская, Варваринская, Крестовоздвиженская и другие. Закрывается также женский Иоанно-Мариинский монастырь, из которого по ходатайству приходского совета Троицкого собора и с разрешения отдела управления губисполкома в Троицкий собор крестным ходом переносится 16 октября 1921 года Иверская чудотворная икона Божией Матери.
В 1938 году в г. Ставрополе был создан антирелигиозный музей в системе Наркомпроса, временно размещавшийся в краеведческом музее. Затем музею была передана Армянская церковь, находившаяся вблизи Успенской.
Успенскую церковь не закрыли. В ней продолжались службы и, поскольку в городе оставалось всего 2 церкви, прихожан было достаточно много. Созданные приходские советы помогали церкви.
Когда имущество Троицкого собора передавалось по договорам другим церквам, с прихожанами Успенской церкви был заключён договор об обязанностях беречь имущество и пользоваться им исключительно по назначению, не допускать проповедования, совершения набатных тревог, раздачи и продажи книг, листовок, посланий. В регистрационном деле Успенского храма есть ссылка о поступлении икон из храма святой преподобномученицы Евдокии.
В первые годы Советской власти ценности из храмов изымались специальными отрядами Укомголода. 23 февраля 1922 года был подписан декрет об изъятии церковных ценностей. 9 апреля 1922 года в Успенском храме были изъяты: серебряный оклад Евангелия, 2 позолоченных серебряных креста, серебряная дароносица, серебряный позолоченный дискос, звездица, кадило, 2 тарелки, 3 лампады, лжица и т.п. В Троицком соборе был снят серебряный оклад весом 18 фунтов с Иверской иконы Божией Матери и лампады к ней. По Ставропольскому уезду изъяли 194 предмета весом 4 пуда, 3 фунта золота и серебра.
Успенский храм — единственный, не подвергавшийся поруганию в годы Советской власти. Вот что пишет Борис Ширяев в своей книге «Неугасимая лампада» об этом храме: «В областном городе, где я жил, ко времени прихода немцев осталась только одна церковь, кладбищенская, за полотном железной дороги. В нее приходили лишь те, кому или нечего уже было терять или по возрасту ничего не угрожало». В середине 30-х годов после разрушения Кафедрального Казанского собора города, в Успенский храм была тайно перенесена одна из святынь Ставропольской епархии — Иверская икона Божией Матери, которая пребывает в Успенском храме поныне.
В период немецкой оккупации резко повысился религиозный настрой населения. В городе открывались церкви, молитвенные дома. Немцы отдавали под храмы клубы, кинотеатры, библиотеки, школы. Успенская церковь была одной из действующих. Сразу после освобождения г. Ставрополя от немцев 20 культурно-просветительских учреждений были изъяты у церкви. Посещаемость церквей уменьшилась.
14 сентября 1943 года был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, который опирался на уполномоченных в городах, краях, областях. Уполномоченные рассматривали вопросы, возбуждаемые церковью, подавали сведения о деятельности церквей. Православная община при Успенской церкви была зарегистрирована Советом 13 декабря 1944 года.
На Успение и в дни двунадесятых праздников (3 раза в год) появилась традиция раздавать пособия вдовам и сиротам. Уполномоченный указал на незаконность этой деятельности, и митрополит Антоний дал письменное указание церквам давать пособия только лицам духовного звания.
За все годы в отчётах уполномоченных Успенский храм упоминается только однажды — в связи с указом архиерея от 20 января 1953 года об увольнении протоиерея Архангельского, допускавшего недоброжелательные высказывания с амвона и «мятежные выступления приверженцев в церкви».
Летом 1962 года в здании храма начали появляться трещины в стенах. Церковные служители обращались за помощью в исполнительные органы. Было проведено обследование и составлен акт. 2 февраля 1965 года уполномоченный по делам Русской Православной Церкви А.М. Нарыжный указал отгородить придел от основной части храма в связи с возможной аварией (установленная наискось деревянная перегородка не гарантировала от аварии). Предлагалось заполнить арку кирпичной кладкой на цементном растворе во избежание осадки арочного свода.
10 августа 1965 года комиссия городского архитектурно-строительного контроля выявила причины разрушения храма: «Сделанная позже южная пристройка была посажена на склеп, где накапливались грунтовые воды, что способствовало просадке фундамента. К тому же, во время строительства придела была ослаблена арочным проёмом несущая свод стена; комиссия считает, что здание восстановлению не подлежит и требует разборки до основания».
Однако по ходатайству прихожан здание было капитально отремонтировано в 1966 году, хотя в акте бюро технической инвентаризации уже в 1969 году отмечалось, что «деревянная лестница на колокольню пришла в ветхое состояние, крыша течёт, стены заплесневели».
21 марта 1969 года решением горисполкома здание Успенского храма было взято на учёт как памятник архитектуры местного значения.
В 1978—1979 годах церковный двор был отгорожен от кладбища металлической изгородью.