Храм Успения Божией Матери - Первые проекты храма

 

28 декабря 1830 года был издан Указ Его императорского Величества Николая I , подтверждающий решение о немедленном исполнении доклада Новочеркасской духовной консистории по строительству храма.

23 сентября 1831 года протоиерей Иаков Мерхалев просит Ставропольскую Городскую Думу прислать план церкви с фасадом.

Известно, что были разработаны 3 проекта этого плана. Два из них были направлены для рассмотрения в Санкт-Петербург в департамент путей сообщения и публичных зданий 17 ноября 1833 года. Первый проект был утвержден начальником Кавказской области Г.А. Емануелем, второй составлялся архитектором И. Гайворонским по поручению командующего правым крылом кавказской линии А.А. Вельяминова. Но ни первый, ни второй проекты не были утверждены, так как имели малую величину и не соответствовали назначенной цели.

По поводу одного проекта было написано: «представляет вовсе некрасивый вид, украшения же весьма дурного вкуса. Забор с решеткою, 4 саркофагами, окружен кипарисами, или ивами, или итальянскими тополями, райскими деревьями». Отмечена также его величина. Комиссия сочла нужным рекомендовать составить другой проект, а этот «уступить для семейственных мавзолеев». И только 31 января 1835 года Управление путей сообщения препровождает Думе копии чертежей кладбищенской церкви и рекомендацию: «наблюдение за производством построения поручить архитектору Мейснеру». К письму приложены чертежи архитектора Висконти (2). На них — фасад и профиль. Чертежи рассмотрены и одобрены журналом Совета путей сообщения и публичных зданий 27 ноября 1833 года.

Проект Успенской церкви архитектором Висконти был выполнен в классических формах, но во внешнем облике чувствовалось влияние романтизма, автор стилизовал храм под мавзолей. В центре композиции — храм, имеющий в плане форму креста и перекрытый полусферическим куполом. Углы квадратной площади, в центре которой расположен храм, отмечены четырьмя каменными саркофагами, вокруг которых размещено по четыре кипариса.

Композиция имеет образно-символическое содержание. В её основу заложены три фигуры: квадрат (площадь), крест (храм), круг (свод, перекрывающий храм). Идея троичности выражает основополагающие понятия христианства о триединстве Бога и о троичности человека (тело, душа, дух). Квадрат, являющийся символом Земли, в композиции храма-мавзолея обозначал тело человека, крест — душу, а круг, как символ божественного, олицетворял дух.

Но и этот проект не был осуществлен.