Храм Успения Божией Матери - Внутреннее убранство храма
- Храм Успения Божией Матери
- Предисловие
- Успенский храм всему начало
- Первые проекты храма
- Отмена строительства храма
- Возобновление вопроса о строительстве храма
- Строительство храма
- Архитектура храма
- Становление прихода
- Успенская церковь после революции
- Успенский храм сегодня
- Внутреннее убранство храма
- Храмовые и праздничные иконы
- Послесловие
- Успенское кладбище
- Все страницы
Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем...
Из молитвы идущего в храм
Внутреннее устройство Успенского храма, как и всех других, символично и с древних времен остается неизменным. Храм подразделяется на 3 части: притвор, среднюю часть, алтарь.
Алтарь, находящийся в восточной части храма, возвышается над остальной церковью. В средней части возвышения выступает амвон, с которого священник и диакон произносят ектений и читают святое Евангелие. На возвышении находятся и клиросы.
Иверская икона Божией Матери написана на Афоне в Греции и чудесным образом попала в Успенский храм, эта икона особо почитается прихожанами и размещается в средней части храма.
Входя в храм, человек испытывает особое состояние. Это одновременно успокоение и праздник, надежда на спасение и радость. Сверкающие позолотой иконостас, подсвечники, иконы, хоругви создают и поддерживают благолепие храма. Золото являет собой символ Божественного света. Сакральные предметы не случайно делаются из золота. Блистательна одежда священников, позолочены святой Потир, дискос, звездица, лжица, ковш, в котором подается вино с вдой для вливания в святую Чашу. Золото нежно сочетается с белым и палевым лаком на колоннах иконостасов, в оформлении киотов. Декор внутреннего убранства Успенского храма мягкий, успокаивающий, воспитывающий тонкий вкус, создающий просветленное, благое пространство, в которое попадают верующие.
Прямо против входа находится большой иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма. В Успенском храме сохранился первоначальный иконостас середины XIX века. Оригинален набор икон, свидетельствующий о назначении храма как кладбищенского и отражающий пожелания его устроителей.
В центре иконостаса, как и во всех храмах, находятся Царские Врата. Через них в Святых Тайнах Тела и Крови проходит Христос — Царь Славы, Которого олицетворяет во время богослужения священник. На Царских Вратах в одинаковых круглых медальонах — иконы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.
В средней части Царских Врат — икона «Благовещение» (архангел Гавриил и Пресвятая Богородица).
Над Царскими Вратами в круглом большом медальоне — икона новозаветной Троицы: на облаках Бог-Отец, одесную — Бог-Сын, а над Ними — Святой Дух в виде голубя. Обычно на этом месте в храмах помещается «Тайная Вечеря». В Успенском храме эта икона находится напротив иконостаса на западной стене над входом из притвора в среднюю часть храма. Справа от Царских Врат помещена большая старинная икона Спасителя с нимбом в золотом сиянии. В облаках Сам Бог-Отец с воздетыми руками и Святой Дух — голубь. Слева — храмовая икона Успения Божией Матери. Вокруг одра, на котором покоится Богородица, — склоненные Апостолы и родственники, а сверху, на облаках, — Иисус Христос в окружении ангелов. Эти две иконы — главные в иконостасе. Перед ними установлены старинные (1845 года) подсвечники. Слева и справа в иконостасе находятся диаконские двери. На северной диаконской двери — изображение Иоанна Крестителя с крестом в руках, на южной — пророка Иеремии. Этот первый ярус иконостаса, называемый местным, не типичен для других храмов. Обычно в нем помещают изображения ангелов, архидиаконов.
Второй ряд икон, как и во всех храмах — праздничный. В нем представлена вся история Православия — главнейшие двунадесятые и великие праздники: Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Вознесение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Крещение Господне, Рождество христово, Благовещение Пресвятой Богородицы.
В третьем ряду — иконы чтимых святых, двунадесятых праздников и отражающие библейские сюжеты. В центре в овальных медальонах — Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово. Слева — Алексий, человек Божий и святой Евфимий. Справа — апостол Петр и Павел и изображение притчи о богаче и бедном Лазаре. Над третьим рядом икон, в центре иконостаса, в восьмиграннике — Всевидящее Око Господне, слева от Него — скрижали Моисея, справа — Святая Чаша. Это символы Ветхого и Нового Заветов.
Четвертый ряд — деисусный. В нем в центре — Христос Спаситель на престоле с Матерью Божией и святым Иоанном Крестителем, стоящими по правую и левую руки от Него. Эта икона называется «Моление», или «Деисус», и помещается в центре, потому что молитва Божией Матери и святого Иоанна Крестителя — самый совершенный образец молитвы. В малых круглых медальонах изображены Убиение неизвестного святого (слева) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (справа).
Венчает большой иконостас — Распятие — с фигурами Божией Матери и святого апостола Иоанна Богослова.
В приделе Вознесения установлен трехъярусный иконостас, выполненный в том же стиле, что и главный.
На Царских Вратах в центре помещен фигурный медальон с иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы». Ее обрамляют иконы апостолов и евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. Над Царскими Вратами — икона «Тайная Вечеря». Над нею — икона Господа Вседержителя на престоле с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.
Справа от Царских Врат — храмовая икона «Вознесение Господне». Слева — Божия Матерь во весь рост с Богомладенцем на руках. Младенец держит крест в одной руке, другой благословляет.
Справа и слева на диаконских дверях изображены архангелы Михаил (с огненным мечом в руках) и Гавриил, расположенные так, как это было принято в более ранний период иконостаса: архангел Гавриил не рядом с Божией Матерью, а рядом со Спасителем.
Следующие за диаконскими дверями иконы и изображают Киево-Печерских святых — преподобных Марка Гробокопателя и Афанасия Затворника.
В праздничном ряду иконостаса иконы: «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», Покров Пресвятой Богородицы», «Успение Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим».
Пророческий ряд совмещен с деисусным. В центре — «Господь Вседержитель», слева — пророк Исайя и неизвестный пророк, справа — Моисей и пророк Иезекииль.
Оба иконостаса старинные, созданные в период первого обустройства храма. Это подтверждает выбор икон, который во многом определялся назначением храма как кладбищенского и почитанием небесных покровителей жертвователей на храм или их усопших родителей.
Можно предположить, что святой пророк Иеремия — небесный покровитель первого Архиерея, который принял большое участие в подготовке документов для строительства церкви и сам выбрал для нее место, и, вполне вероятно, что именно он составлял список икон для иконостасов.
Епископ Иеремия приехал в Ставрополь из Успенской Киево-Печерской Лавры. Икона Иоанна Крестителя, нетрадиционно помещенная на диаконских дверях главного иконостаса, вероятнее всего, является изображением небесного покровителя Ивана Ганиловского — главного строителя храма, потомственного почетного гражданина города Ставрополя.
Икона священномученика Игнатия Богоносца в 3-м ярусе посвящена небесному покровителю купца 1-й гильдии Игнатия Волобуева. Икона преподобного Евфимия Суздальского, несомненно, изображает небесного покровителя главного жертвователя на иконостас Евфимия Дмитриева.
По-видимому, появление икон святых Алексия, человека Божиего, Афанасия, затворника Печерского, также связано с именами жертвователей.
Быть может, также не случайны две сцены с изображением Лазаря — Воскрешение Лазаря и бедного Лазаря. Имя Лазаря, скорее всего, не главное в выборе иконы. Важнее тематика евангельских сюжетов, подтверждающих упование прихожан на загробную жизнь и грядущее Воскресение. Об этом же и икона «Воскрешение Христово» в 3-м ярусе иконостаса. В руках святого апостола Петра — ключи от рая. «И дам ти ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19). Присутствие иконы преподобного Марка Гробокопателя подтверждает, что иконостас создавался для кладбищенской церкви.
В иконостасе придела Иверской иконы Божией Матери обоснования выбора икон другие. Здесь на диаконских дверях Михаил Архангел и Ангел Нового Завета. Во втором ярусе справа от Царских Врат, — Божия Матерь, слева — Спас. Во втором ярусе посредине — «Тайная Вечеря», слева — «Сретение Господне», «Рождество Христово», справа — «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В центре 3-го яруса — редкая икона «Небесное Прославление Божией Матери», слева — святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские, справа — святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга.
Главное богатство храма — иконы. Почитание икон — это догмат христианской веры. Икона есть образ священный, смысл ее раскрывается в канонах, стихирах праздников.