Храм Успения Божией Матери - Архитектура храма

Имя автора проекта Успенского храма неизвестно. Но очевидно то, что храм является интереснейшим проявлением русско-византийского стиля и своими формами перекликается с Казанским кафедральным собором города Ставрополя, храмом Христа Спасителя в Москве и готическими постройками Бенуа. Его облик строг и индивидуален. Неся на себе все характерные черты русско-византийского стиля, он имеет весьма индивидуальный внешний вид. Храм невелик по площади (106,6 м 2 ), но за счёт большой высоты он выглядит величественно и как бы господствует над окружающей местностью.

По типу объёмно-планировочного решения храм продолжает линию бесстолпных храмов, появившихся на Руси в конце XV — начале XVI вв. и получивших широкое распространение в XVII в. Первоначально храм был прямоугольным в плане. В основу его архитектурного решения положена традиционная трёхчастность внутреннего пространства (притвор, собственно храм, алтарь), чётко выраженная во внешнем облике. Центральная часть выше остальных, она увенчана поднятой на восьмигранном барабане главой, по форме похожей на луковицу, в которой закреплён главный крест. По углам крыши возвышаются ещё 4 главки с крестами на восьмигранных шейках. Традиционное пятиглавие имеет символическое значение. Центральный купол символизирует собой Иисуса Христа — главу Православной Церкви, а малые купола — евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Своим расположением по углам квадрата главы символизируют распространение евангельского учения по всей Земле, а расположенные в центре фасадов тройные окна — троичный свет Пресвятой Троицы.

Через 24 года после освящения главного престола храма, в 1873 году, с южной стороны был пристроен придел во имя Вознесения Господня, освящённый 26 сентября в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Автор придела сохранил стиль архитектуры храма. Алтарь придела и западная стена сделаны полукруглыми во избежание нарушения симметрии южного фасада. Разобранные на основном здании тройные окна возобновлены на южной стене придела.

В 1998 году началось строительство придела с северной стороны. При рытье котлована был неожиданно обнаружен готовый фундамент, выложенный из камня-ракушечника ещё, очевидно, во время закладки храма. По каким-то причинам старый фундамент был законсервирован и строительство придела остановлено.

Завершенный в 1998 году новый придел во имя Иверской иконы Божией Матери возведен на старом фундаменте. Своими формами он повторяет южный придел и уравновешивает общую композицию храма, делая его симметричным и более вместительным.