Штаб линейного казачьего войска

В 1845 году в Ставрополе на Черкасской улице, вблизи Ярмарочной площади, закончилось строительство одноэтажного дома со службами и большим фруктовым садом, где обосновался штаб Кавказского линейного войска.

Как известно, войско это просуществовало с конца 1832 до начала 1861 года. Первым его наказным атаманом был генерал Н.С. Верзилин, штаб которого находился в Пяти­горске. Именно в его доме в 1841 году произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, за­кончившаяся трагической дуэлью. Еще в 1837 году новый атаман войска, генерал-майор С.С. Николаев, перенес штаб в станину Михайловскую (сегодня город Михайловск), а затем в 1845 году — в специально выстроенный для него дом в Ставрополе.

 

Бывший штаб линейного Казачьего войска.

пр. Карла Маркса, 22


Степан Степанович Николаев родился в 1789 году на Дону в семье обер-офицера. В 14 лет он поступает на военную службу и вскоре получает звание урядника. В чине корнета участвует в Отечественной войне 1812 года, проявив героизм и смекалку в Бородинском сражении, в боях под Троками, Вильно, Витебском, Вязьмой. Вместе с донскими казаками вступает в Париж.

Вся последующая жизнь быстро поднимавшегося по военной лестнице Николае­ва вобрала в себя бесконечные сражения с непокорными горцами на Кавказе, где он командовал Донским лейб-гвардейским полком, сражения в Польском походе 1831 года. С 1831 по 1837 годы — походный атаман донских казаков, действовавших на Кавказской линии. В 1843 году его производят в генерал-лейтенанты, мундир украси­ли многочисленные награды Отечества: орден Св. Анны 1 -и степени с императорской короной, 2-й степени с алмазами; орден Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Станислава 1-й степени и пр. Была и наградная золотая сабля с надписью «За храбрость».

 

Атаманы Кавказского линейного казачьего войска:

Степан Степанович Николаев и Григорий Романович Эристов

Главным в деятельности атамана Николаева было внутреннее обустройство Ли­нейного войска. И самым сложным было примирить православную церковь, где во главе Кавказской и Черноморской епархии стоял владыка Иеремия со старообрядцами, составлявшими основу Линейного войска. И хотя такого примирения атаману Николаеву достичь не удалось, начавшаяся было конфронтация также не состоялась. При нем в 1837 году был сформирован Ставропольский казачий полк, разделенный через десять лет на два полка и преобразованный в бригаду. С.С. Николаев устраивает новые пограничные линии по рекам Лабе и Сунже, что приводит к созданию и новых линейных полков — Лабинского, Сунженского и Владикавказского.

Обосновавшись в 1845 году в Ставрополе, он здесь пишет проект «Положения о Кавказском Линейном казачьем войске», способствовавшего упорядочению военно-административного устройства войска. Здесь, в Ставрополе, Степан Степанович близ­ко сходится с командующим войсками Кавказской линии и Черномории генералом Николаем Степановичем Завадовским. И не случайно, ибо Завадовский до этого был наказным атаманом Черноморского казачьего войска. На главной площади города, в то время именуемой Воробьевской (сегодня пл. Ленина), ими устраиваются парады и смотры войск, в том числе Первого линейного Кавказского батальона, размещавшегося в Ставрополе, и пяти казачьих сотен станиц Михайловской и Надеждинской. Именно тогда у генерала Николаева родилась идея устройства в губернском центре казачьего юнкерского училища, что было осуществлено лишь через двадцать пять лет.

В феврале 1848 года Николаев скончался. По воле покойного прах его был погребен в фамильном склепе, в ограде церкви в честь Архистратига Михаила. В самой церкви хранились полковые знамена линейцев, в том числе штандарты казачьих сотен ста­ниц Михайловской и Надеждинской, отмеченных знаками отличия. Это было обос­нованно — около ста станичников были награждены Георгиевскими крестами.

В 1906 году на месте пришедшей в ветхость и сгоревшей Михайловской церкви архитектором Григорием Кусковым, автором церкви Андрея Первозванного в Став­рополе, был возведен величественный пятикупольный храм в честь Святителя Нико­лая Чудотворца с приделами в честь Св. Михаила, Св. Александра Невского, Петра и Федора Муромских. Николаевский храм поражал современников не только своими размерами и внутренним богатством, но и иконостасом из семи цветов мрамора, специально заказанного в Италии у великого мастера скульптур Понито. Тогда же вокруг склепа с останками наказного атамана Николаева была установлена велико­лепная кованая ограда...

Последующая судьба и храма, и могилы генерала трагична. В советское время храм был взорван, а поверхностные признаки захоронения снесены. При проведении линии канализации в 1970-е годы остатки склепа были обнаружены. Но только в начале 1990-х годов усилиями местного возрождающегося казачества место погребения генерала Николаева было отмечено небольшим надгробием с фотографией.

Свидетелем былых времен является и чудотворная икона Казанской Божьей Матери, датируемая 1845 годом и находящаяся ныне в новом храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших, города Михайловска. Икона также имеет особую историю. По надписи, сделанной на лицевой стороне, она была подарена церкви вои­нами Преображенского полка, участвовавшими в боевых действиях. После разрушения храма она использовалась как доска в хозяйственных постройках. Ее бездумные и грубые владельцы пострадали за неправильное отношение к святыне. Тогда родс­твенники последнего из них решили вернуть икону в храм и в 1990-е годы некоторые прихожане храма стали получать исцеление с ее помощью. Икона относится к числу святынь Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной церкви.

Со смертью Николаева новым наказным атаманом Кавказского линейного войска был назначен Феликс Антонович Круковский, который перенес штаб в дом, неког­да принадлежавший купцу Волкову на Николаевском проспекте (первый каменный дом города).

С 18 52 года новым Кавказским атаманом линейного войска стал Георгий Романо­вич Эристов, который руководил штабом, по-прежнему находившимся в Ставрополе. Начальником штаба при нем был брат управляющего комиссариатской комиссии полковник Петр Мартынович Мейер 3-й, занимавший эту должность до 1857 года.

Последним наказным атаманом войска с 1855 года до расформирования Кавказского линейного войска в 1860 году являлся генерал-майор Николай Александ­рович Рудзевич. После завершения службы на Кавказе в звании генерал-лейтенанта он переехал в Костромскую губернию и являлся в течение более пяти лет ее губерна­тором. Обязанности последнего начальника штаба Линии исполнял генерал-майор Христофор Егорович Попандопуло, являвшийся затем наказным атаманом Терского казачьего войска.

Строения бывшего штаба казачьих войск Линии сохранились с перестрой­ками и поздними пристройками. В настоящее время в них находится несколько небольших организаций и предприятий. Одноэтажное здание подпрямоугольного широкого плана из кирпича имело декоративно украшенный уличный фасад. На углах и в центральной части стены выделены ребра-пилястры с углублениями геометрических форм и подобные рельефные зоны. Интересны рельефные подокон­ники на резных кронштейнах и арочные зубчатые завершения прямоугольных или ступенчатых оконных и дверных проемов. На улицу через ступенчатые площадки выходили две двери. Вероятно, как и сейчас, над ними были кованые навесы. Но в настоящее время они заменены.