Ставропольское духовное училище.

Источник: «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликов, С.Н. Савенко 2007 г.

В 1793 году Высочайшим указом в целях «...наилучшего распространения и ут­верждения православия в народах, поблизости от линии Кавказской обитающих» было учреждено Моздокско-Маджарское викариатство во главе с архимандритом Гаийем.

Помимо забот об открытии новых церквей, архимандрит поднял вопрос о необходимости подготовки на Кавказе своих священнослужителей.

Вслед за этим уже Астраханское семинарское правление в ноябре 1819 года с просьбой о необходимости открытия начального духовного училища обратилось в Московскую духовную академию. При этом семинарское правление считало, что местом будущего училища должен быть Ставрополь. Вследствие всего этого завяза­лась долгая переписка между Астраханским семинарским правлением, Астрахан­ской консисторией, Духовным правлением Кавказской области и высшими духов­ными властями. Переписка длилась почти четыре года, и, наконец, 1 сентября 1823 года духовное училище в г. Ставрополе было открыто. Скоро было открыто и уездное духовное училище.

На открытии духовного учебного заведения присутствовали начальник Кавказс­кой области — генерал-майор князь Петр Дмитриевич Горчаков и архимандрит Гаий. Они пожелали первым учащимся успехов в обучении и благообразного поведения в святых стенах училища.

Как сообщают архивные документы, оба училища — приходское и уездное — зна­чились (как по мысли учреждения, так и в официальной переписи) отдельными и под­разделялись каждое на два отделения — высшее и низшее: смотритель их именовался не иначе как смотрителем приходского и уездного училищ. Однако же, в сущности, это было одно духовное училище, состоящее из 4 классов, первый из которых не ог­раничивался определенными временными рамками: в нем оставались по одному, по два и даже по три года. Для 2-го класса положен был двухгодичный курс, но в нем учащиеся могли успевать к переводу в последующий класс и в течение 1-го года; для 3-го — трехтодичный, хотя некоторые могли успевать к переводу и через 2 года, пос­леднее допускалось в том случае, если некоторые поступали в 3-й класс в такой курс, когда другие учащиеся пробыли уже на нем 1 год. Наконец, для 4-го — двухгодичный, без ограничения времени. Это положение изменено было в 1834 г., когда для 2-го.

3-го и 4-го классов определены были одинаковые двухгодичные курсы. Предметы уче­ния в этих училищах положены были те же самые, какие определены были комис­сией духовных училищ для всех духовных приходских и уездных училищ Российской империи, а именно: обучение грамоте и письму, Закон Божий, русская грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, география, нотное и уставное пение и церковный устав. Всех воспитанников в год основания училища было 120. Штатных окладов на содержание бедных детей духовенства сначала не было положено.

И только в 1846 году вышло первое штатное положение на казеннокоштных учеников Ставропольского училища. Училище помещено было с самого начала в на­емном доме чиновника Тимофеева, в центре города, на церковной площади против Троицкого собора, с платою по 950 рублей ассигнациями в год. На все предметы эко­номического управления в училище положены были оклады самые ограниченные. Нанятый под училище дом был и тесен, и ветх: нужно было нанять более прочный, вместительный и удобный или же построить для училища новое здание.

И в 1836 году был куплен дом у жены комиссионера Серова за 35 тысяч рублей ассигнациями как наиболее выгодный для училища во всех отношениях, особенно в виде помещения в нем бурсы, открытие которой признано было настоятельно не­обходимым... Но материальные нужды не переставали стеснять заведение и с других сторон. Оно страдало от недостатка средств, которые необходимы были для содержа­ния дома, учеников и самих учителей.

В 1839 году училищное начальство донесло семинарскому правлению, что ученики из-за неотопления училищных комнат в продолжение зимы подверга­лись частым простудным заболеваниям. Не менее учеников страдали и учителя от скудного жалования. Еще с 29 октября 1824 года училищное начальство предприняло ходатайство о квартирном пособии по 120 рублей ассигнациями в год учителям Флегинскому и Воскресенскому, только лишь определенным на места, но уже бедствовавшим от всякого рода недостатков по дороговизне содержания в Ставрополе. Но дело протянулось до 1829 года и кончилось тем, что Воскресен­ский был перемещен в Астраханское училище, где стал пользоваться казенным помещением, а Флегинский умер, о чем Астраханское семинарское правление и известило Академическое 28 декабря 1829 года, с тем чтобы последнее не заботи­лось более о назначении квартирного пособия упомянутым учителям. Гнетущие материальные нужды не могли быть благоприятны для успехов училища: учителя, неохотно проходя свои должности, нередко сменялись; ход учения часто преры­вался за недостатком учителей.

В 1847 году вблизи Кузнечного моста через речку Желобовку по Архиерейскому переулку купцом Иваном Ганиловским был построен двухэтажный каменный дом, который он и подарил духовному училищу.

Сохранившийся архивный документ так повествует о новом этапе жизни Ставро­польского духовного училища: «С 1847 года начинается новый период жизни Ставро­польского училища. В нем экономическая учебная часть с этого времени значительно улучшается. Такою счастливою переменою училище было обязано первому Кавказс­кому епископу Иеремии. В это время уже существовала Кавказская семинария, как первый духовный плод его архипастырских трудов. Также заботливостью епископа Иеремии выстроен был на училищной усадьбе большой двухэтажный каменный дом на средства благотворителя купца 1-й гильдии Ганиловского; устроено в этом новом заведении давно необходимое общежитие для бедных детей кавказского духовенства. Совместно с улучшением материального быта училища совершенствовалась в нем постепенно и учебная часть.

С 1846 г. Ставропольское училище было подчинено администрации и контролю местного правления новооткрытой Кавказской семинарии. В результате чего епис­коп Кавказский еще в 1847 году находил уже возможным и полезным ввести в нем преподавание местных языков: татарского и калмыцкого. В 1852 году в училище совершилось капитальное преобразование по учебной части на общем для всех учи­лищ этого разряда положении. Так, в этом году было отменено, во-первых, подраз­деление духовного уездного училища, во-вторых — изменено число курсов учения и сам объем последнего.

Первый класс (бывшего приходского училища) закрыт, а вместо него открыт причетнический класс для приготовления малоспособных воспитанников училища на причетнические места; остальные же классы — 2-й, 3-й и 4-й — получили название низшего, среднего и высшего отделений училища, также несколько изменены по отношению к курсам учения: в первом (низшем) классе, кроме прежних предме­та, положено начинать обучение латинскому и греческому языкам, в третьем обучать воскресным и праздничным чтениям из Евангелия, а в четвертом — воскресным праздничным чтениям из Апостолов и введено изучение краткой русской истории.

Шли годы, здание уже не удовлетворяло потребностей этого духовного центра. В 1866 голу его решено было расширить за счет надстройки второго этажа северного флигеля. "Правление Кавказской семинарии, — говорилось в обнаруженном архивном документе, — препровождает при сем проект и смету на пристройку второго этажа над жителем на сумму 7895 рублей, составленные архитектором Никифоровым».

Наконец в 1879 году училище вновь перестраивается по проекту инженера Адамовича, представившего свой проект в строительное отделение Присутственных мест. "Имею честь представить на осуждение Ставропольского отделения составленный мною проект пристройки и переделки Ставропольского духовного училища». Тогда же в здании была устроена домовая церковь в честь небесного покровителя епископа Иеремии. Архивные документы дополняют сведения о жизни духовно го училища конца 60-х годов XIX столетия: «В 1868 году Ставропольское духовное училище находилось в собственном помещении состоящем из каменного двухэтажного дома, трех каменных флигелей. Один из флигелей находился напротив училищного дома, на особом земельном участке около Архиерейского моста: флигель этот пожертвован купцом 1-й гильдии Я.Н. Крутицким, а место — городским обществом. В этих зданиях устроены были на свечные суммы кавказских церквей бурса и общежитие для содержания бедных детей местного духовенства. В то время в бурсе находилось 90 полнокоштных и 8 полукоштных учеников. Всех же учащихся в Ставропольском духовном училище было 212. Из них: в низшем отделении — 80, в среднем — 66, в причетническом классе — 5. При училище находилась казенная библиотека, но крайне скудная и состоящая более из учебных руководств, чем из книг, наиболее пригодных и полезных для чтения учеников пер­вых возрастов. Однако же и этот недостаток устранен по возможности. Три года на­зад благопопечительностью Кавказского архипастыря заведена в училище собственно ученическая библиотека, которая поддерживается частью его же пожертвованиями, частью — книгами, приобретенными на счет сборных ученических денег. Тем не менее библиотека при этой поддержке не в состоянии еще пока удовлетворять потреб­ность 212 воспитанников, а тем более педагогические потребности училища.

При училище учреждена и больница, в которой находилось 10 кроватей. Устро­ена в 1860 году.

В действующий состав служебных лиц входили: 1. Смотритель, кандидат Дмитрий Стрельбицкий, он же учитель в высшем отделении; 2. Инспектор и вместе учитель высшего отделения, студент семинарии Петр Розанов; 3. Эконом и вместе учитель низшего отделения, студент Егор Златорунский. Прочие учителя — студенты семина­рии: 4. Авраам Месяцев; 5. Феодор Божанов; 6. Иван Голубинский; 7. Штатный врач, статский советник Миняев; 8. Почетный попечитель, прусский подданный Рунге».

В советское время здание бурсы занял детский дом, затем — ремесленное учи­лище № 1, где готовили квалифицированных рабочих для завода «Красный метал­лист» и других предприятий города и края. Это было одно из лучших в крае профес­сиональных училищ, где обучалось более 400 юношей. Прекрасно оборудованные учебные классы, здесь же устроенное общежитие, столовая способствовали росту авторитета училища.

В период временной оккупации города немецкими войсками в здании бывшего учи­лища разместилась немецкая воинская часть. Во время отступления гитлеровцев здание было взорвано. В восстановленном после войны здании обосновалась средняя школа №4.