Конюшни Ставропольской крепости

На территории крепости располагались относительно небольшие «Г»-образные конюшни во дворе Шефского дома и у дома штабного офицера. Вероятно, в них со­держались офицерские кони и те лошади, которые использовались для перевозки особо значимых персон. На плане 1809 года в восточной части крепостной терри­тории вдоль рва и внутренней стороны вала предполагалось место для строительства крупной эскадронной конюшни, по форме в плане похожей на казарму рядового со­става, но она так и не была построена.

Основные полковые и эскадронные конюшни, в значительной степени по сани­тарно-гигиеническим соображениям, были вынесены за пределы оборонительных рубежей крепости. Драгунская конюшня для строевых лошадей «П»-образной в плане формы впервые показана на плане крепости 1802 года. Она располагалась у северо-западного угла крепостного рва на расстоянии менее 10 саженей от него. Дли­на основной части строения была около 60 саженей, ширина примерно 3 сажени. Крылья здания длиной 22,5 сажени были обращены в сторону резкого уклона в балку речки Ташлы.

План эскадронной конюшни Ставропольской крепости 1806 год

На выявленном в архивных фондах чертеже данной деревянной конюшни, вы­полненном в Георгиевске в декабре 1806 года, указано, что она была рассчитана на 177 строевых и подъемных лошадей лейб-эскадрона Таганрогского драгунского полка. План был выполнен с целью проведения починок и достроек существующего сооружения. По нему можно также представить некоторые детали внутреннего уст­ройства помещений. Важность данного военного объекта подчеркивается подписью генерал-майора на рассматриваемом чертеже. Подпись плохо читается, но, вероятно, проект согласовал сам командующий Кавказской линией Г.И. Глазенап.

Строение имело каркас из балок и плах, обитый досками. Кровля высокая двух­скатная без потолка. В продольной части имелось три сквозных прохода шириной 2,5—3 м с помостами с внутренней стороны. Аналогичный проход был в восточном крыле здания. Сквозные проходы служили для быстрого выведения лошадей из помещения в случае необходимости. Западное крыло было отделено от основной части сооружения сплошной поперечной стеной и имело два входа только со стороны внут­реннего пространства конюшни.

Внутреннее пространство помещений по продольной оси разделялось примерно пополам. Вдоль внутренних стен шли дощатые помосты. На них, по-видимому, и раз­мещались кони. Если учесть, что стоило для одной лошади не могло быть уже одного метра, то следует полагать, что они стояли почти вплотную друг к другу. Со стороны земляного пола лошадям подвозился корм. Оттуда же производилась очистка стойл.

В одной половине восточного крыла деревянный настил был на всей площади, а во второй половине — отсутствовал полностью. На настиле могло храниться сено и другой фураж.

На краях крыльев размещались еще два смежных с основным сооружением, но автономных с отдельными входами, помещения, развернутыми длинной осью под прямым углом вовнутрь. Полы помещений имели дощатые настилы по всей площади. Скорее всего, это строения для конюхов и охраны конюшни.

В дворовой части конюшни по периметру шли барьеры-коновязи, разделенные тремя входными проемами в продольной части. Входы за коновязи различных разме­ров и конфигураций были также у восточного и западного крыльев. После возвраще­ния из походов или иных поездок лошади некоторое время выдерживались во дворе, а только потом заводились в помещение и кормились.

Посередине северной части территории конюшни находился станок для подков­ки и иных целей индивидуального обслуживания лошадей.

Вторая конюшня подквадратного плана с внутренним двором и широким вход­ным проемом с южной стороны была построена к 1807 году на значительном отда­лении к югу от крепости за обывательскими кварталами. Длина каждой из сторон конюшни составляла 20 саженей. На основании экспликаций устанавливается, что эти конюшни были предназначены для «подъемных» лошадей, использовавшихся для перевозки грузов и транспортных целей. Такое удаленное расположение также объяснялось причинами санитарно-гигиенического характера и тем, что грузовые лошади не так часто были необходимы и считались менее ценными в сравнении со строевыми.

Обе конюшни, попавшие в зону городской застройки еще в середине XIX века, были упразднены.