Концепция безопасности г. Ставрополя

Ставропольская городская дума. Решение от 27 апреля 2006 г. N 22 Об утверждении концепции безопасности города Ставрополя.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", Уставом города Ставрополя, рассмотрев обращение главы города Ставрополя, Ставропольская городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию безопасности города Ставрополя согласно приложению.

2. Предложить администрации города Ставрополя на основе Концепции безопасности города Ставрополя разработать и представить на рассмотрение Ставропольской городской Думы целевые программы по конкретным направлениям обеспечения безопасности города Ставрополя.

3. Настоящее решение опубликовать в газете "Вечерний Ставрополь".

Председатель Ставропольской

городской Думы

И.И.ЕПРИНЦЕВ

Глава города Ставрополя

Д.С.КУЗЬМИН

Приложение

к решению

Ставропольской городской Думы

от 27 апреля 2006 г. N 22

КОНЦЕПЦИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

1. Общие положения

Концепция безопасности города Ставрополя (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности администраций города и районов, промышленных предприятий, учреждений, организаций, органов здравоохранения и образования в области обеспечения безопасности и устойчивого развития города, жизни и здоровья населения Ставрополя, его прав и свобод в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз (далее - угрозы).

Концепция является основой для:

разработки стратегии обеспечения безопасности города Ставрополя;

совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности, общества, города;

разработки и реализации целевых программ по обеспечению безопасности города от конкретных природных, социальных, техногенных угроз;

формирования и проведения единой политики городских властей, экономических и социальных структур, населения города в обеспечении безопасности муниципального образования.

Под обеспечением безопасности понимается состояние и процесс обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и города от угроз, препятствующих их нормальной жизнедеятельности.

Жизненно важные интересы представляют совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и города.

Под угрозами безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и города.

Составными элементами безопасности города являются:

реальное знание угроз и их возможных последствий;

система мер, обеспечивающая прогнозирование и предупреждение проявления угроз личности, обществу и городу, смягчение их негативных последствий, осуществление контроля за их предотвращением и устранением;

взаимодействие в целях обеспечения безопасности органов муниципальной власти с органами государственной власти, правоохранительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами и их объединениями, политическими партиями, а также сотрудничество с другими муниципальными образованиями.

Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законы Российской Федерации в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства, санитарно-эпидемиологического благополучия и другие, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", законы Ставропольского края, Концепция безопасности Ставропольского края и Устав города Ставрополя.

В Концепции отражены проблемы безопасности, жизненно важные интересы города Ставрополя, его населения и каждого гражданина, основные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по обеспечению безопасности муниципального образования.

Реализация Концепции осуществляется на основании принципов законности; соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и муниципального образования; взаимной ответственности личности, общественных и политических объединений граждан и органов местного самоуправления.

2. Состояние безопасности города Ставрополя

Ставрополь - один из крупных городов на Юге России, центр Ставропольского края.

Город занимает площадь в 242,36 квадратного километра. Численность населения города на 1 января 2006 года составляет 355,6 тысячи человек, плотность населения - 1467 человек на квадратный километр.

В Ставрополе ведется последовательная, целенаправленная работа по предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы, оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные услуги, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества, поддержания на доступном уровне стоимости проезда на общественном транспорте и др. Активизируется деятельность по совершенствованию работы надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих потенциально опасных объектах города. Более эффективно стала действовать система оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. Отмечается тенденция к сокращению преступлений, особенно среди несовершеннолетних.

Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня безопасности города Ставрополя, расширению спектра и многообразия внутренних и внешних угроз, характерных для городов Российской Федерации как в рамках переходного периода, переживаемого страной в целом, так и во все более усложняющихся условиях развития Юга России. Реальностью для города становится переход террористических актов из гипотетической области в область реальных чрезвычайных ситуаций. В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность представляет возможность применения террористами средств массового поражения и инициирования техногенных катастроф на предприятиях и объектах, где в производственном цикле используются сильнодействующие отравляющие вещества или биологические агенты. Сохраняющаяся тенденция к усилению криминализации, в том числе и сферы бизнеса, негативно сказывается на общественно-социальной и экономической обстановке в городе, на обеспечении личной безопасности граждан. Имеет место приток мигрантов из сопредельных территорий Кавказа, что изменяет количественные пропорции соотношения горожан различных этносов в городе Ставрополе, начался процесс замыкания жизни национальных групп на интересах и нуждах собственных диаспор, формирования сообществ, имеющих свои экономические и политические интересы, отличные от интересов большинства жителей города.

Изменения в социальной, экономической, этнической и прочих сферах, резкое размежевание людей по уровню доходов и качеству жизни, проявление конфронтационности в политических, духовно-нравственных, межнациональных областях осложняют ситуацию в городе и формируют предпосылки, игнорирование которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Все перечисленное требует разработки и принятия комплексных, скоординированных мер по совершенствованию обеспечения безопасности города Ставрополя, выделения специального органа, ответственного за их реализацию.

3. Жизненно важные интересы города Ставрополя

Жизненно важные интересы города представляют собой совокупность интересов каждого отдельного жителя, политических, общественных, производственных, иных законно признанных коллективов и города в целом. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, перспективные и текущие задачи политики органов местного самоуправления города.

Интересы жителей города Ставрополя состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов Российской Федерации и мира.

Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий для решения их уставных задач функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению признанных законодательством уставных целей и задач.

Интересы органов местного самоуправления состоят в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в реализации права граждан на осуществление местного самоуправления, эффективной деятельности в интересах граждан.

Интересы города включают установление политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей города, существующих в нем социальных институтов. При этом в конкретных сферах проявления интересы города Ставрополя заключаются в следующем:

3.1. В сфере общественной безопасности:

в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность, безопасность собственности и имущества;

в своевременном предупреждении и недопущении действий террористической направленности;

в ликвидации условий для возникновения явлений криминального характера;

в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;

в совершенствовании правовой подготовки населения, прежде всего молодежи;

в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;

в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности муниципальной власти и ее институтов;

в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, ксенофобии, бытового и политического национализма;

в сокращении социально неблагополучного контингента жителей города.

3.2. В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

в создании и постоянном совершенствовании городской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;

в развитии и поддержании в готовности сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

в обеспечении безопасности техногенных производственных комплексов, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;

в своевременном и полном выполнении мероприятий мобилизационной подготовки;

в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения города;

в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз, в том числе террористического характера;

в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

в четком функционировании и развитии инфраструктуры города;

в развитии и совершенствовании транспортной и дорожной службы;

в совершенствовании системы обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

3.3. В сфере информационной безопасности:

в соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и пользования информацией;

в обеспечении безопасности информационных систем, включая сети связи, муниципальных органов власти, учреждений финансово-кредитной и банковской сферы, сферы хозяйственной деятельности, систем управления экологически опасными и экономически важными производствами;

в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечении безопасности информационных и телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории города;

в защите горожан от недобросовестной рекламы вредных для здоровья товаров и услуг.

3.4. В социальной сфере:

в повышении уровня и качества жизни жителей города, искоренении бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения;

в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи;

в развитии рынка труда, сферы малого и среднего бизнеса;

в поддержке семьи как первоначальной ячейки общества.

3.5. В сфере экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности:

в приоритетном обеспечении прав жителей города на благоприятную окружающую среду;

в оздоровлении природной среды, поддержании благоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;

во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в Генеральный план развития города;

в применении передовых природоохранных технологий в промышленности, на транспортных предприятиях и транспорте;

в организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

в учете факторов охраны окружающей среды при реализации экономических, технических и социальных программ и проектов;

в санитарной охране территории города от заноса и распространения карантинных и особо опасных заболеваний, а также предотвращении ввоза на территорию города товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека с учетом предупреждения вредного влияния на здоровье населения объектов и сооружений при их размещении.

4. Возможные угрозы безопасности города Ставрополя

Разработка мер по повышению уровня безопасности города, совершенствованию механизма их реализации осуществляется с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, города в целом. Угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и, в большинстве своем, имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в мире, Российской Федерации, Южном федеральном округе, стабильности социально-экономического развития Ставропольского края как субъекта Федерации и в разные периоды могут изменяться. Эти изменения должны учитываться в программах, направленных на реализацию концепции. Значимость угроз усиливается особенностями города Ставрополя - центра и столицы региона, в котором сосредоточены органы представительной и исполнительной власти Ставропольского края.

Политическая, социальная, нравственная и культурная атмосфера столицы края - залог здорового общественного климата в регионе и народов, его населяющих.

Ставрополь - стратегически важный населенный пункт.

В городе расположены:

Северо-Кавказское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Управление Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю;

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю;

Главное управление внутренних дел Ставропольского края.

На территории города расквартировано более 30 воинских частей, в числе которых части, принимающие непосредственное участие в антитеррористической операции в Чеченской республике.

Ставрополь - крупный коммуникационный узел, центр сосредоточения крупных финансовых и информационных потоков, обеспечивающих развитие субъектов Южного Федерального округа.

Ставрополь - центр научной и культурной жизни края. В высших учебных заведениях города обучаются представители многих народов и народностей республик Северного Кавказа.

Рядом с городом Ставрополем проходит трасса федерального значения "Кавказ", соединяющая центральные районы России с республиками Северного Кавказа.

Ставрополь расположен на возвышенности с перепадом высот от 325 до 660 метров над уровнем моря, что влечет за собой увеличение оползневой зоны.

Для города Ставрополя наиболее характерными являются следующие группы угроз:

4.1. Террористические угрозы

Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Террористические акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по преследуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники.

К основным угрозам террористического характера относятся:

возможные нападения на объекты власти и управления (захват, подрыв, обстрел и т.д.);

взрывы, другие террористические и диверсионные акты в местах массового пребывания людей (вокзалы, транспорт, жилые кварталы, культурно-зрелищные центры, стадионы и др.);

похищение людей и захват заложников;

нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

нападение на объекты жизнеобеспечения города;

применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористических угроз, являются:

сочетание организованных террористических групп с самостоятельными индивидуумами;

расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных и др.);

немотивированность и непредсказуемость террористов, направляющих насилие не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей;

информационная деятельность средств массовой информации, ведущая к косвенной рекламе террора;

менталитет и культурные традиции ряда коренных народов Северного Кавказа, живущих на сопредельной территории;

нерешенность экономических проблем, криминализация бизнеса.

Реализация указанных угроз может привести к:

нарушению на длительный срок нормальной жизни города;

созданию атмосферы страха, массовым психическим расстройствам;

большому количеству жертв;

разрушению систем жизнеобеспечения города.

4.2. Криминальные угрозы

Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь города.

К основным криминальным угрозам относятся:

усиление криминального давления на жизнедеятельность города;

наличие уличной преступности и преступности несовершеннолетних;

рост числа граждан, употребляющих наркотики;

возможность проникновения преступных авторитетов в выборные органы муниципальной власти;

возможность перехода торговых центров под контроль отдельных преступных групп и оказание ими влияния на рыночные цены на продукты питания;

криминализация экономики;

распространение теневого бизнеса;

легализация игрового бизнеса, проституция;

коррупция.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных угроз, являются:

разделение сфер влияния среди различных криминальных структур, в том числе и этнических;

значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, незарегистрированных в установленном законом порядке, занимающихся преступной деятельностью;

низкий уровень доходов населения;

рост безработицы;

недостаточная раскрываемость преступлений;

низкий уровень правовой культуры населения;

популяризация преступной сферы в средствах массой информации.

Реализация указанных угроз может привести к:

появлению атмосферы страха и неуверенности среди жителей города;

формированию условий для влияния преступных авторитетов на характер решений органов местного самоуправления;

парализации экономических преобразований и обесцениванию демократических завоеваний.

4.3. Угрозы в сфере жизнеобеспечения города

Для нормальной жизнедеятельности города и его населения жизненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бытовое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения города и решение жилищных проблем.

К основным угрозам в этой сфере относятся:

технологическое старение инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства города;

возрастающий уровень порывов в сетях тепло- и водоснабжения;

старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной постройки и полносборных домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры города;

снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей;

перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города;

медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов;

возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления;

несоответствие дорожного покрытия на территории города требованиям безопасности пассажирских перевозок;

отсутствие единой системы оперативного реагирования служб жилищно-коммунального хозяйства на обращения населения по вопросам жилищно-коммунального характера;

снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (бани, прачечные, химчистки и др.).

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз коммунально-бытового характера, являются:

старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других инженерных сетей и сооружений;

недостаточное наличие или полное отсутствие резервных и аварийных источников водо- и теплоснабжения;

ослабление материально-технической базы жилищно-коммунального обеспечения из-за низкой платежеспособности населения;

недостаточное внимание должностных лиц муниципального образования к обращениям и жалобам населения, отсутствие персональной ответственности за игнорирование законных интересов граждан;

невозможность использования альтернативных энергоресурсов (ветровой, солнечной, геотермальной энергии и др.);

перегруженность транспортных магистралей города.

Реализация указанных угроз может привести к:

резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях города;

деформированию жизнедеятельности населения и функционирования экономики города;

дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня инфекционных заболеваний;

снижению уровня жизнеобеспечения населения Ставрополя при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засухой, жарой;

созданию нестабильной социальной обстановки среди населения.

4.4. Техногенные угрозы

Наличие большого количества взрыво-, химически- и пожароопасных предприятий, большой транспортной сети, обширной техносферы в городе обуславливает высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф.

К основным техногенным угрозам относятся:

возможность возникновения аварий с выбросом химически опасных веществ (хлор, аммиак, окись азота, цианины и др.) в районах проживания населения и образованием зон химического заражения;

аварии на железнодорожном и автомобильном транспорте, сопровождаемые выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;

крупномасштабные пожары в местах концентрированного проживания и нахождения населения.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техногенных угроз, являются:

повышенная концентрация жилых кварталов города вблизи потенциально опасных объектов;

сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;

старение основных производственных фондов на предприятиях, в том числе и потенциально опасных;

падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;

нарушение надлежащих мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные вещества в черте города;

недостаточная эффективность системы защиты населения и реагирования на чрезвычайные ситуации на городском уровне (автоматизированных систем обнаружения и оповещения, локализации и ликвидации последствий аварий).

Реализация техногенных угроз может привести к:

гибели и потере здоровья населения, проживающего вблизи опасных объектов и обслуживающего эти объекты персонала;

росту травматизма;

уничтожению значительных материальных ценностей, большому экономическому ущербу;

разрушению среды жизнеобеспечения человека с усилением социально-политических и экономических угроз;

изменение природной среды обитания.

4.5. Информационные угрозы

В современных условиях создание развитой и защищенной информационной среды является одним из важнейших направлений обеспечения общей безопасности города.

К основным информационным угрозам относятся:

нарушение информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации города, предприятий, учреждений и организаций;

внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов городской власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии информационной инфраструктуры;

несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

распространение в средствах массовой информации заведомо ложных информационных, в том числе и рекламных сообщений.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение информационной угрозы, являются:

монополизация информационной среды определенными группами и кланами;

недостаточная нормативная правовая база в сфере информационных отношений;

низкая правовая и информационная культура жителей города;

недостаточное регулирование комитетом информационной политики администрации города Ставрополя процессов функционирования и развития рынка средств информации, информационных услуг и продуктов.

Реализация указанных угроз может привести к:

понижению авторитета муниципальной власти;

созданию в городе атмосферы социальной напряженности и политической нестабильности;

снижению темпов научно-технического развития информационной структуры города;

нанесению значительного экономического ущерба.

4.6. Экологические угрозы

Проблемы экологических условий жизни общества в современных условиях приобрели особую остроту. Экологическая защищенность каждой отдельной личности - важнейшая характеристика устойчивого и стабильного развития общества в целом.

К основным экологическим угрозам относятся:

критическое состояние атмосферного воздуха, обусловленное превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (формальдегида, оксидов азота, серы, диоксида углерода и др.), а также недопустимый уровень физического воздействия на него;

техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промышленных и бытовых отходов;

превышение в продуктах питания допустимой концентрации опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы, консерванты и др.);

воздействие на население и территорию города аварий и стихийных бедствий, происходящих на территориях Ставропольского края и близлежащих субъектов Федерации.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологических угроз, являются:

нарушение требований природоохранного законодательства, недостаточный контроль за газоочистными установками и соблюдение правил их эксплуатации;

внедрение и использование технологий, не обеспечивающих безопасность природы и человека;

снижение площади лесопарковых зон и озеленения в Ставрополе;

применение коммунально-бытовыми службами веществ, приносящих вред окружающей среде;

увеличение количества автотранспорта с превышением содержания загрязняющих веществ в отработавших газах, низкая пропускная способность магистралей, неудовлетворительное состояние дорожной сети и организации движения.

Реализация экологических угроз может привести к:

увеличению числа заболеваний;

сокращению продолжительности жизни людей;

ограничению развития производства при введении режима экологического бедствия.

4.7. Угрозы социального характера

Угрозы социального характера городу являются приоритетными при рассмотрении всего спектра возможных угроз. Угрозы в этой сфере могут привести к нарастанию до критической черты социальной напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противоречий среди различных слоев городского населения.

К основным социальным угрозам относятся:

расслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу малообеспеченных граждан;

возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной основе, особенно на основе этносоциальной стратификации - закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями, образование этнопреступных группировок;

возрастание уровня безработицы трудоспособных граждан, особенно среди молодежи, научно-технических и научных работников, военнослужащих, уволенных с действительной военной службы;

снижение уровня образования и грамотности, интеллектуального потенциала и культуры населения;

появление напряженности среди части населения на почве религиозной нетерпимости;

снижение уровня духовной сферы жизни города, обусловленное духовной экспансией извне, необходимостью смены одних духовных ориентиров на другие;

снижение уровня удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг;

снижение уровня здоровья населения города вследствие несовершенства системы здравоохранения, возрастание потребления алкоголя, табака и наркотических веществ, резкого ухудшения условий и охраны труда, интенсификации трудового процесса;

возрастание возможностей возникновения эпидемий;

рост проституции;

иммиграция населения из сельской местности в город Ставрополь.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение социальных угроз, являются:

достаточно высокая доля жителей преклонного и пенсионного возраста;

постоянный приток населения извне с другим (отличным от коренных жителей) менталитетом и образом жизни;

проникновение в среду жителей большого количества религиозных конфессий, противоречащих строю, укладу и образу жизни жителей города Ставрополя;

переход от лечебно-профилактической медицинской помощи к экстренной медицине;

коммерциализация сети здравоохранения и аптечной сети;

относительно высокие цены на продовольствие и товары повседневного спроса, жилье в городе Ставрополе, услуги жилищно-коммунального хозяйства;

высокая доля зарубежных поставок продовольствия и товаров повседневного спроса.

Реализация указанных угроз может привести к:

снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней продолжительности жизни, уменьшению рождаемости, ухудшению других демографических показателей;

глубокому расслоению городского общества на различные слои и группы (по экономическому положению, национальной принадлежности, религиозным убеждениям и т.д.) и возникновению на этой почве трудноразрешимых конфликтов и массовых беспорядков;

созданию предпосылок для углубления опасных негативных тенденций (пьянство, наркомания, преступность, в том числе детская);

снижению общего среднего уровня нравственных устоев жителей.

4.8. Природные угрозы

Город Ставрополь расположен на возвышенности с перепадом высот от 325 до 660 метров над уровнем моря, это влечет за собой увеличение оползневой зоны, что может привести к катастрофическим проявлениям.

К основным природным угрозам относятся:

появление оползней;

вероятность обильных снегопадов и затяжных дождей, ураганов, обледенения дорог и токонесущих проводов.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение природных угроз, являются:

длительные периоды с низкими отрицательными температурами;

недостаточная развитость системы мониторинга окружающей среды;

изношенность ливневых канализаций, особенно в центре города;

непродуманная градостроительная политика, уничтожение парковой зоны и зоны озеленения.

Реализация указанных угроз может привести к:

гибели и потере здоровья большого числа жителей города;

значительному ущербу производственного и жилого фондов, культурных ценностей;

нарушению нормальной жизнедеятельности города.

4.9. Угрозы санитарно-эпидемиологического характера

Создание благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки является непременным условием жизнедеятельности города Ставрополя.

К основным санитарно-эпидемиологическим угрозам относятся:

вспышки инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе особо опасных, рост социально обусловленных болезней (туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем);

рост массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных неблагоприятными факторами окружающей среды (несбалансированное питание, рост антропотехногенной нагрузки и т.д.), увеличение профессиональной заболеваемости.

Основные предпосылки, усугубляющие возникновение угроз эпидемиологического характера:

рост социально-неблагополучного контингента жителей (беженцы, переселенцы и др.);

ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий жизни значительной части жителей города;

усиление миграционных процессов, что способствует снижению уровня иммунизации населения, в первую очередь детей;

недостаточная профилактика инфекционных заболеваний;

наличие в городе учреждений, работающих с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, и возможность распространения таких инфекций вследствие снижения трудовой и производственной дисциплины, пожара или террористического акта;

децентрализованная поставка большого количества скоропортящихся продуктов питания, импортных продуктов с просроченными сроками реализации и продуктов низкого качества;

наличие уличной торговли, в том числе несанкционированной, при которой отсутствуют необходимые санитарно-гигиенические условия реализации и хранения продукции;

увеличение количества учреждений общественного питания и ослабление контроля за их работой;

социальное расслоение населения, упадок нравственности, рост проституции и наркомании.

Реализация указанных угроз может привести к:

возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных заболеваний;

снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней продолжительности жизни.

5. Долгосрочные и приоритетные цели,

принципы обеспечения безопасности города

Главной стратегической целью обеспечения безопасности города Ставрополя является создание благоприятных условий для устойчивого развития личности, города, сообщества граждан.

Приоритетными целями обеспечения безопасности города являются:

обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод граждан, высокого уровня личной безопасности;

предотвращение угроз посягательств на имущество граждан;

достижение высокой, степени социального равенства;

снижение преступности и коррупции;

постоянная готовность противостоять любым проявлениям терроризма;

обеспечение благоприятной экологической обстановки, высокоэффективной природоохранной деятельности;

обеспечение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждение возможного нанесения ущерба от чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

поддержание высокой надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения города.

Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разработка и осуществление мероприятий по их выполнению должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами.

Принцип законности - обеспечение безопасности города в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, законами Ставропольского края, Уставом города Ставрополя всеми участниками общественных отношений: от муниципальной власти в лице ее органов и должностных лиц до граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории муниципального образования.

Принцип всеобщей обязательности - обеспечение безопасности города Ставрополя должно являться обязательной функцией всех органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя города.

Принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны организовываться и осуществляться с учетом возможности возникновения любого из вероятных видов угроз.

Принцип превентивности - деятельность по обеспечению безопасности города Ставрополя должна организовываться, прежде всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляться заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием объема и интенсивности проводимых мероприятий.

Принцип разумной достаточности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны планироваться и реализовываться с учетом разумной достаточности их объемов, приемлемости сроков и экономической обоснованности.

Принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города должны соответствовать особенностям каждого городского района, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Принцип разграничения функций - обеспечение безопасности города должно строиться на разделении полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, организаций, учреждений.

6. Основные направления обеспечения безопасности города

Деятельность по обеспечению безопасности города должна осуществляться по следующим основным направлениям:

завершение реформирования командно-административной системы в демократическую, основанную на идее приоритета прав и свобод личности;

активное взаимодействие с федеральными и краевыми органами и организациями по проблемам безопасности города;

обеспечение эффективной работы городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;

обеспечение безопасности информационных систем, включая сети связи городских органов власти, учреждений финансово-кредитной и банковской сферы, сферы хозяйственной деятельности, систем управления экологически опасными и экономически важными производствами;

защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем;

преодоление криминализации экономики города, контроль и пресечение источников легализации преступных доходов;

совершенствование правового образования и воспитания населения;

охрана здоровья и среды обитания;

содействие рождаемости, защита материнства и детства.

На современном этапе в городе Ставрополе первоочередными приоритетами являются:

совершенствование городской системы мониторинга состояния безопасности города Ставрополя;

повышение эффективности противодействия террористической деятельности;

снижение уровня криминализации и коррупции, совершенствование деятельности правоохранительной системы;

обеспечение безопасности в коммунально-бытовой и жилищной сфере;

переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков, соблюдением санитарных и строительных норм;

повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ);

совершенствование транспортной системы города и улично-дорожной сети;

развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня правового образования населения;

обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения;

проведение активной природоохранной деятельности.

Исходя из указанных приоритетов, основными мероприятиями по обеспечению безопасности города являются:

6.1. В области предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий:

выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;

идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических и экстремистских намерений;

правовое, информационное и административное противодействие возникновению террористических групп и организаций;

недопущение незаконного ввоза в город боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, опасных химических веществ и др., которые могут использоваться в качестве средств террористической деятельности;

создание общегородской системы выявления и предупреждения террористических действий и их последствий, четкое определение в ней роли и места органов местного самоуправления;

содействие проведению комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений, объектов жизнеобеспечения города;

совершенствование защитно-предупредительных мер в местах массового пребывания людей (зрелищные мероприятия, митинги, спортивные состязания и др.);

создание системы кризисного управления городом на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его последствий;

организация эффективного взаимодействия городских, краевых и федеральных структур, участвующих в контртеррористической деятельности;

содействие техническому оснащению сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов в городе Ставрополе;

совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;

повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения риска техногенного терроризма.

6.2. В области обеспечения общественной безопасности и правопорядка:

пресечение и предупреждение случаев срастания преступных формирований с

муниципальными структурами;

пресечение деятельности групп, стремящихся к решению политических, социальных и хозяйственных задач противоправными методами;

содействие проведению планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и сокращению преступности несовершеннолетних, недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;

борьба с коррупцией;

воспрепятствование захвату криминальными группировками, в том числе и моноэтническими, различных сфер бизнеса в городе;

содействие совершенствованию работы и условий жизни сотрудников милиции общественной безопасности;

взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и мест города;

совершенствование системы мер по пресечению и предупреждению наркобизнеса и распространения наркотиков;

исключение из сферы товарно-денежных отношений "черных касс", перевод всей системы взаиморасчетов через банковские учреждения;

содействие профилактики опасного поведения участников улично-дорожного движения;

развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки, организация общественных работ с целью максимальной занятости трудовых ресурсов;

содействие развитию малого и среднего бизнеса;

улучшение, условий для здорового отдыха горожан, создание индустрии развлечений как альтернативы бесцельному времяпрепровождению, пьянству, наркомании;

совершенствование дифференцированной оплаты за коммунальные и транспортные услуги различным категориям населения в соответствии с уровнем их доходов за счет адресных дотаций;

расширение сети бесплатных столовых, мест для ночлега и центров социальной реабилитации, оказанию психологической помощи населению;

совершенствование системы правовой подготовки населения, прежде всего молодежи;

организация цивилизованного диалога с оппозицией, перенос центра политических дискуссий с площадей и улиц в организованные формы (специальные политические центры, средства массовой информации и т.д.);

контроль за незаконной миграцией этнических групп с определенных территорий Кавказа в город Ставрополь.

6.3. В социально-политической сфере:

разработка и реализация программ по внедрению идей культурного и здорового образа жизни;

развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки, организация общественных работ с целью максимальной занятости трудовых ресурсов;

реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;

оптимизация соотношений государственной, муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов и организации торговли продуктами питания и предметами первой необходимости;

расширение сети благотворительных фондов, осуществление регулярного общественного контроля и контроля городских властей за их деятельностью;

налаживание постоянного диалога "муниципальная власть - горожане" с использованием средств массовой информации и на этой основе создание сети общественных приемных;

мониторинг развития межэтнических отношений;

увеличение доли государственных и муниципальных бюджетных ассигнований для дошкольных учреждений и учебных заведений, расширение сети бесплатных спортивных и оздоровительных детских учреждений;

реализация комплексной программы мер социальной защиты жителей города Ставрополя;

обеспечение уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения не ниже прожиточного минимума.

6.4. В области подготовки населения по проблемам безопасности:

психологическая подготовка и тестирование (на предмет профессионального соответствия) специалистов, работающих на предприятиях, связанных с химическим пожаро- и взрывоопасным производством;

подготовка для потенциально опасных объектов психологов, обеспечивающих возможность релаксационных и реабилитационных занятий с работающими на них специалистами;

разработка методов и приемов информационного (зрительного, слухового) психологического воздействия, учитывающих возрастные особенности населения;

организация рекламы, направленной на расширение знаний о городе Ставрополе, просвещение населения о поведении при различных чрезвычайных ситуациях;

создание на радио и телевидении цикла передач, в том числе по различным аспектам обеспечения безопасности;

разработка и распространение учебных пособий, популярной литературы, игр (в том числе компьютерных) по основным правилам обеспечения безопасности на бытовом уровне;

создание сети специализированных магазинов по реализации населению бытовых приборов, средств защиты и профилактических медицинских препаратов;

введение обязательной, общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

6.5. В области безопасности жизнеобеспечения:

переход на новые принципы в области градостроительства с учетом требований безопасности города;

разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита источников и подачи питьевой воды;

перепрофилирование или снижение степени опасности взрыве-, химически-, пожароопасных объектов и производств;

ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах города;

освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки;

ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри города всеми видами транспорта;

снос физически устаревших (аварийных) зданий (сооружений) и жилых домов;

регулярная замена изношенных сетей тепло- и водоснабжения;

сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в технологическом производстве;

запрет на строительство новых и расширение существующих производств, представляющих потенциальную опасность для города;

вывод опасных производств за пределы города;

совершенствование работы городской информационной службы по вопросам коммунально-бытового характера;

совершенствование городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового обеспечения ее деятельности;

содействие техническому оснащению городских подразделений противопожарной службы;

проведение комплекса мер по снижению дефицитности энергосистемы города;

совершенствование просвещения населения об особенностях поведения при различных чрезвычайных ситуациях;

разработка и внедрение системы обязательного обучения и допуска руководителей муниципальных образований и городских (районных) служб к управлению подчиненными территориями и сферами деятельности в кризисных ситуациях;

введение обязательной, общей и специальной подготовки руководящих работников, специалистов и различных групп населения для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.6. В области обеспечения информационной безопасности:

использование в органах управления систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, создание защищенных телекоммуникационных систем;

контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности.

6.7. В экологической области:

совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью города Ставрополя;

снижение уровня техногенного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;

увеличение площади зеленых насаждений в черте города;

недопущение использования коммунально-бытовыми службами города веществ, причиняющих вред окружающей среде;

привлечение общественности к принятию и реализации решений, оказывающих влияние на состояние окружающей среды;

развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и контроля за источниками загрязнения;

разработка и применение эффективных схем организации улично-дорожного движения в целях повышения пропускной способности автомагистралей города;

совершенствование эколого-просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования для формирования у граждан бережного отношения к природе.

6.8. В области санитарно-эпидемиологической:

реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;

разработка и реализация программ по внедрению идей культурного и здорового образа жизни;

оптимизация соотношения предприятий государственной, муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов, организации торговли продуктами питания и предметами первой необходимости;

обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля за социально неблагополучными контингентами граждан (беженцы, переселенцы, лица без определенного места жительства и др.);

проведение работ по обеззараживанию производственных площадей при сносе, реконструкции, перепрофилировании объектов, отдельных участков, применяющих (производящих) опасные вещества, а также при работе с возбудителями инфекционных болезней;

совершенствование системы профилактики инфекционных заболеваний;

повышение уровня защиты либо вынос за черту города учреждений, работающих с возбудителями инфекционных заболеваний;

совершенствование контроля за уличной торговлей, пресечение несанкционированной торговли, осуществляемой с нарушением санитарно-гигиенических условий реализации и хранения продукции;

создание запасов средств химической, биологической и радиационной защиты;

обеспечение необходимым количеством иммунобиологических и диагностических препаратов, антидотами и другими современными лекарственными средствами;

модернизация и развитие учреждений службы наблюдения и лабораторного контроля;

гигиеническое воспитание и обучение граждан;

недопущение проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы;

осуществление производства работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон;

предоставление земельных участков под строительство только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.

6.9. В организационной сфере:

разработка идеологии безопасности города;

разработка стратегии обеспечения безопасности города Ставрополя на основе данной концепции;

закрепление ответственности на всех уровнях управления за реализацию концепции и стратегии обеспечения безопасности города Ставрополя;

совершенствование нормативной правовой базы по регулированию и управлению безопасностью города Ставрополя.

7. Реализация Концепции безопасности города Ставрополя

Сущность реализации Концепции безопасности города Ставрополя заключается в разработке, установлении и обеспечении условий и порядка выполнения требований и положений Концепции. Реализация Концепции безопасности города Ставрополя организуется и осуществляется органами управления, силами и средствами, входящими в систему обеспечения безопасности города Ставрополя.

Основными формами реализации Концепции безопасности города Ставрополя являются:

совершенствование общегородской системы мониторинга состояния безопасности города Ставрополя;

создание и совершенствование системы законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности города с учетом действующих федеральных документов в этой области;

разработка норм и требований, регламентирующих обеспечение безопасности города, позволяющих осуществлять контроль за ее состоянием;

разработка и реализация городских целевых программ в области обеспечения безопасности города, участие в реализации федеральных целевых программ в этой области;

разработка и внедрение мер экономического стимулирования осуществления мероприятий обеспечения безопасности города;

создание экономических механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий в сфере безопасности города, внедрение страхования ответственности за причиненный ущерб;

разработка разделов градостроительной документации о защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

внедрение декларирования состояния безопасности и лицензирования деятельности, влияющей на безопасность города;

осуществление контроля и надзора за деятельностью в области обеспечения безопасности города;

осуществление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности города;

информационное обеспечение реализации Концепции безопасности города Ставрополя;

идеологическое обеспечение безопасности.

Реализация Концепции безопасности осуществляется через разработку и принятие стратегии обеспечения безопасности города Ставрополя. В силу длительных сроков разрешения многих проблем безопасности стратегией должны предусматриваться первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.

Концепция безопасности является основой для разработки ведомственных программ обеспечения безопасности города Ставрополя, которые должны предусматривать:

мероприятия по обеспечению безопасности и правопорядка в городе Ставрополе на основе данной Концепции;

закрепление ответственности на всех уровнях управления городом за реализацию Концепции и программы обеспечения безопасности города Ставрополя;

создание единого центра или системы по сбору, анализу, оценке угроз безопасности и управления городом в кризисных ситуациях;

разработку и утверждение реестра сил и средств, создаваемых (привлекаемых) для обеспечения безопасности территорий, сфер деятельности и наиболее важных объектов городской экономики;

мероприятия по формированию общедоступных архивов информационных ресурсов муниципальных органов власти, повышение компьютерной грамотности специалистов, развитие инфраструктуры единого информационного пространства города, комплексное противодействие информационным угрозам, пресечение компьютерной преступности;

совершенствование нормативной правовой базы по регулированию и управлению безопасностью города.

В соответствии с компетенцией городских органов муниципальной власти мероприятия и программы обеспечения безопасности города Ставрополя должны быть согласованы с мерами противодействия террористическим угрозам, проводимыми в Ставропольском крае в рамках Региональной антитеррористической комиссии.

И.о. управляющего делами

Ставропольской городской Думы

Н.Д.ЖУКОВ